I-Б-1.
ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВА ГИДРОСАМОЛЕТОВ

(до начала Великой Отечественной войны)

Конструкторскую деятельность коллектива возглавил Александр Петрович Голубков. Гидросамолет МТБ-2 был изготовлен в срок, полностью прошел заводские и государственные испытания, но на стадии внедрения в серийное производство работы были остановлены (к тому времени закончились испытания гидросамолета другого авиационного завода, и его летно-технические характеристики были выше).




Морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2

     В марте 1940 года, ввиду выделения Савеловского завода в самостоятельную структуру, номер 30 сохраняется за заводом, находящимся в поселке Иваньково (п/о Подберезье). Директором завода № 30 назначается Яков Кузьмич Руденко (проработал в этой должности с августа 1940 г. по октябрь 1941 г.).
     Коллектив получает новое задание: спроектировать и построить сухопутный скоростной разведчик-бомбардировщик СРБ (изделие "55") с мотором М-120, со скоростью 600 км/час. Но на первое января 1941 года чертежи от КБ на самолет СРБ не поступили в производство, а услуги опытному производству были представлены только изготовлением макета изделия. Поэтому, согласно приказу НКАП от 27.12.40 г., работы по этой машине с плана 1941 года сняли, а в производство запустили документацию на гидросамолет ЧЕ-2.
     Главным конструктором назначается Четвериков Игорь Вячеславович, а А. П. Голубкова назначают главным конструктором ОКБ завода 294.
     Хочется хотя бы немного коснуться трудового пути А. П. Голубкова. В тридцатые годы ОКБ А. Н. Туполева занималось, помимо проектирования сухопутных самолетов, также разработкой конструкций и гидросамолетов. Неизменным помощником Туполева в создании морских самолетов был Погосский Иван Иванович, ученик Н. Е. Жуковского, летчик, в прошлом морской офицер. Именно он в ОКБ руководил "морской" бригадой (или "морским" ОКБ). В начале тридцатых годов его заместителем стал А. П. Голубков.
     В 1934 году в ходе заводских летных испытаний гидросамолет МДР-4 разбился, а участвовавшие в полёте И. И. Погосский и летчик-испытатель погибли. После гибели И. И. Погосского работу "морского коллектива" возглавил А. П. Голубков. А в январе 1941 года его назначают главным конструктором ОКБ по проектированию и изготовлению унифицированных и стандартных самолетных деталей и агрегатов. Во время Великой Отечественной войны А. П. Голубков возглавлял коллектив КБ по переделкам (модификациям) иностранных самолетов (В-25, ДС-3 и других). Впоследствии это КБ становится подразделением ОКБ А. Н. Туполева и принимает активное участие в создании самолета ТУ-104.
     В конце 1940 года правительство принимает решение о переводе с Таганрогского завода двух ОКБ по гидросамолетам в Калининскую область: ОКБ, возглавляемое Г. М. Бериевым, - в Савелово, ОКБ, возглавляемое И. В. Четвериковым, - на завод № 30 в рабочий поселок Иваньково. Заводу № 30 была поставлена задача: в 1941 году выпустить сто самолетов ЧЕ-2. Таганрогский завод передает заводу № 30 задел и оснастку по самолету МДР-6 (вариант ЧЕ-2).
     ЧЕ-2 - это летающая лодка, имеющая цельнометаллический моноплан типа "Чайка", впервые примененный на гидросамолете. Двухреданный корпус обладал прекрасной гидродинамикой. Дополнительное колесное шасси позволяло самолету взлетать с береговых аэродромов. Основные характеристики ЧЕ-2 были следующими:

     Скорость полета - 360 км/час
     Практический потолок - 9 000 м
     Взлетный вес - 6 800 кг
     Дальность полета - 2 645 км




Морской дальний разведчик МДР-6 (ЧЕ-2)

     Его проектирование было начато в 1936 году в г. Севастополе и продолжено в Таганроге. К этому времени имя Игоря Вячеславовича Четверикова, как автора интереснейших разработок в области гидроавиации, уже приобрело известность в авиационной среде, а ЧЕ-2 - самый известный его гидросамолет. Эти самолеты летали на Дальнем Востоке, в Прибалтике, на Черном море. Они принимали участие и в бомбардировках Берлина в составе флотской авиации в августе 1941 года.