II-A.
СОЗДАНИЕ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ
С УЧАСТИЕМ НЕМЕЦКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

(ОКБ-1 и ОКБ-2)

     По окончании войны с фашистской Германией на Потсдамской конференции союзных держав был принят ряд соглашений:
     - установление для Германии режима оккупации;
     - демилитаризация в экономике;
     - учреждение контрольного поста союзных держав;
     - выплата репараций;
     - демонтаж предприятий.
     В июле 1945 года было решено, что каждая оккупирующая держава удовлетворяет свои потребности по репарациям за счет своей зоны оккупации; сверх того СССР получает еще 25 % подлежащих демонтажу предприятий в союзных зонах оккупации. Каждый из союзников выполнение соглашений этой конференции осуществлял с учетом своих специфических особенностей (вывоз специалистов и их семей, оборудования и т.п.)
     Самым большим научно-техническим достижением Германии в области авиации к 1945 году было создание и освоение в производстве перспективных образцов реактивной техники, многих аналогов которой не было еще ни в одной стране мира. В целях ликвидации отставания нашей авиапромышленности в этой области Советом Министров СССР была принята специальная программа по освоению новейших достижений.
     Немецкие ученые и специалисты за период 1945-1946 гг. по заданию советских органов подготовили около 160 отчетов (докладов) о деятельности научных учреждений и предприятий Германии, а также и своей личной деятельности в качестве научного специалиста. На основе этой информации была создана картина промышленного и научного потенциала Германии и сформулированы конкретные мероприятия по заимствованию ее ресурсов.
     В реализации этих мероприятий особо важной и трудно решаемой проблемой оказалась кадровая. В связи с этим было принято решение, с учетом дефицита времени на подготовку кадров и создание работоспособных изделий, о привлечении немецких специалистов, ранее работавших по этим направлениям, к работе в СССР.
     В октябре 1946 года организуется вывоз немецких специалистов в Советский Союз. Пунктом назначения самолетных ОКБ из городов Дессау и Галле был определен завод № 458 - поселок Иваньково (почтовое отделение Подберезье). Основными задачами этих ОКБ было продолжение проектных и экспериментальных работ, начатых еще в Германии в 1945-1946 годах; разработка новых типов реактивных самолетов и экспериментальной сверхзвуковой летающей лаборатории.
     В апреле 1946 года завод № 458 переименовывается в опытный завод № 1 союзного значения, директором завода назначается Абрамов Виктор Иванович, а исполняющим обязанности главного инженера - Вознесенский Феодосий Павлович.
     Руководству завода для выполнения мероприятий по заимствованию опыта немецких специалистов предстояло прежде всего решить некоторые житейские вопросы. В Иваньково из Германии прибыло около пятисот специалистов, а с учетом их семей - более полутора тысяч человек. В сложный послевоенный период в таком небольшом поселке, как Иваньково, создать нормальные условия для проживания такого количества приезжих было настоящей проблемой. «Очень трудный был этот период для коллектива завода, - вспоминал Юрий Иванович Шукст, в то время работавший начальником цеха, - резервных площадей в жилищном фонде у завода не было, а построить новые дома для размещения такого количества специалистов за короткие строки строители не успели; пришлось выселять сотрудников завода из ряда домов и подселять их к другим жильцам в порядке уплотнения. Сколько врагов было нажито - трудно описать. Приходилось разъяснять, доказывать людям эту необходимость, избегая серьезных конфликтов». Под жилье немцам была отдана основная часть каменного массива поселка и вновь построенные финские дома, расположенные в сосновом бору. Так для немецких специалистов были созданы сравнительно нормальные, по меркам того времени, жилищные условия. В школе № 3 (здание УПУ) были выделены классы для обучения немецких учащихся. На фабрике-кухне (столовой) немецким специалистам были отведены специальные залы, кроме того был и немецкий магазин. Но сами немецкие специалисты не были в восторге от условий, в которых им предстояло жить. Дело в том, что когда их вывозили из Германии (вспоминает Ю.Михельс), то разрешили брать с собой любое количество вещей. И каково же было их удивление, когда по приезде в Иваньково на три-четыре человека приходилось только по 15-20 квадратных метров! Привезенные вещи на этих метрах не размещались, поэтому для их хранения руководство завода предоставило гараж транспортного цеха.
     Юрген Михельс в книге «Германская авиация на Востоке» так описывает тот период: «... В целом немецкие специалисты оплачивались лучше, чем их советские коллеги. Кроме того, они жили и в лучших условиях, хотя их жизнь здесь не шла в сравнение с их довоенной жизнью в Германии, прежде всего, по качеству и размерам жилья». Общее состояние немецких специалистов усугублялось и тем, что они находились в положении депортированных: не имели гражданства, и вся их деятельность, равно как и нахождение в СССР, носила секретный характер.
     Но следует отметить, что и в этих условиях немцы умели интересно организовать свой досуг. В клубе «Дружба» и на фабрике-кухне они проводили различные тематические вечера с хорошим декоративным оформлением и музыкальным сопровождением. Многие из них отлично играли на музыкальных инструментах. «Любили красиво и много отдыхать с семьями на островах Московского моря. Байдарки, лодки и вообще водный спорт были их любимыми занятиями», - вспоминает Олег Викторович Мельников.
     Пятьдесят лет спустя, в 1996 году, многие немецкие специалисты и их дети побывали в гостях у жителей города Дубны (бывший поселок Иваньково). Они ознакомились с городом, его достопримечательностями, побывали в музее завода, ознакомились там с материалами, где отражен труд немецких специалистов, работавших на заводе с 1946 по 1953 годы по созданию реактивной авиатехники. Волнующие и радостные встречи прошли с нашими специалистами, когда-то работавшими вместе. Встречались и с соседями: плакали и смеялись, вспоминая те далекие годы. Все эти встречи оставили в их сердцах радостные воспоминания о совместной работе в Иваньково.
     Большое значение для исполнения государственной программы по передаче опыта сыграли поставки немецкого трофейного оборудования. Вывоз оборудования из Германии носил плановый характер. Списки станков, приборов, испытательных стендов, технологической оснастки и т.д. тщательно выверялись. С осени 1946 года эшелоны с оборудованием начали прибывать на станцию Дмитров (железнодорожная ветка на Большой Волге была разобрана во время войны). Отсюда уже на автомашинах груз перевозили в Иваньково. Работа шла непрерывно и напряженно, не прекращаясь ни днем, ни ночью.
     Промышленная база завода существенно пополнялась оборудованием, позволяющим производить детали и узлы с более точными исполнительными размерами. Это могли делать только высококвалифицированные рабочие, а их на заводе в то время было очень мало. Приходилось решать эти проблемы путем привлечения немецких рабочих. Работая рядом с ними, наш рабочий класс прошел хорошую профессиональную школу. Поднять уровень своей квалификации, овладеть не одной, а несколькими специальностями было огромным желанием наших рабочих. Вот как вспоминает об этом времени Виктор Васильевич Шарыпин - заслуженный ветеран труда, работающий на заводе и ныне: «В 1949 году я стал учится зуборезному делу у немца, который работал зуборезчиком, шлифовщиком, расточником, фрезеровщиком и токарем. Я стал быстро вникать в особенности механической обработки металла и поставил перед собой задачу - освоить эти специальности. Не может быть, чтобы немцы могли работать по многим специальностям, а мы, русские, - нет. И я это доказал. Было бы желание». И действительно, в последующие годы Виктор Васильевич освоил такие специальности, как фрезеровщик, шлифовщик, расточник, долбежник, электросварщик, слесарь-ремонтник. И таких энтузиастов на заводе было много.
     В это время на заводе организуются два ОКБ:
     - ОКБ-1 - по проектированию и освоению тяжелых самолетов во главе с главным конструктором - доктором Брунольфом Бааде и его заместителем Петром Николаевичем Обрубовым («... был на своем месте», - так о его работе отозвался Р.Ш.Хайкин);
     - ОКБ-2 - по проектированию и освоению экспериментальных самолетов с жидкостным ракетным двигателем во главе с главным конструктором Гайнцем Рессингом и его заместителем Александром Яковлевичем Березняком.
     С самого начала в этих ОКБ работали и советские авиационные специалисты, состав их был смешанным. Производственная структура завода в то время выглядела так:
     1. ОКБ-1 - опытно-конструкторское бюро № 1
     2. ОКБ-2 - опытно-конструкторское бюро № 2 с отделением двигателей и измерительных приборов
     3. Отдел химии
     4. Производственные цеха:
          № 1 - механической обработки
          № 2 - слесарно-сборочный
          № 4 - гидроагрегатов и спецоборудования
          № 5 - окончательной сборки
          № 13 - покрытий
          № 14 - оснастки и приспособлений
          № 15 - макетный
          № 16 - лаборатория статических и вибрационных испытаний
          № 17 - летно-испытательный
          № 20 - двигателей с испытательным стендом
     5. Вспомогательные и обслуживающие цеха:
          № 10 - эксплуатация зданий и сооружений
          № 18 - ремонтно-механический
          № 21 - паросиловой
          № 22 - электроцех
          № 23 - связи и радио
     и далее - транспортный цех, центральная заводская лаборатория, аэродинамическая лаборатория.

     На завод вместе с оборудованием из Германии были доставлены основные реактивные самолеты с разной степенью готовности. Работы по этим самолетам были продолжены, был сделан ряд их модификаций, и создано несколько новых машин. Остановимся коротко на этих работах.

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ
ПОД РУКОВОДСТВОМ НЕМЕЦКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

№ № Разра- ботчик Тип Двигатель Основные характеристики Назначение Аэродром места испытаний Летные испытания Летчик-испытатель Постановления правительства о приостановке работ Примечания
1. ОКБ-1 EF-131 ЮМО-004В - 6 шт. Скорость - 850 км/час Скоростной бомбардировщик «Теплый стан» 15 полетов (всего 11 часов). Изучена техника пилотирования, боевого применения Сазонов (СССР) №  3206-138 от 23.08.1948 г. Построен в Германии
2. ОКБ-1 EF-14 У-10 АМ ТРДК-01 - 6 шт. Скорость - 904 км/час на Н=3000 м
Скорость 824 км/час на Н=11000 м
Высотный скоростной бомбардировщик «Теплый стан» 1948 г. - 7 полетов
1949 г. - 10 полетов
Федоров (СССР) №  1886-696 от 14.05.1949 г. Модификация на базе ЕF-131
3. ОКБ-1 EF-140Р ВК-1 - 2 шт. Скорость - 860 км/час
Дальность - 3600 км
Потолок - 12000-14000 м
Скоростной разведчик «Борки» 1949 г. - 7 полетов   № 2474-974 от 18.06.1950 г. Работы прекращены 18.06.50 г.
4. ОКБ-1 EF-140 Б/Р ВК-1 - 2 шт. - Бомбардировщик-разведчик       № 2474-974 от 18.06.1950 г. Работы приостановлены на стадии пр-ва 18.06.1950 г.
5. ОКБ-1 EF-132 Варианты:
1. ЮМО-012 - 6 шт.
2. АМТК РД-01- 6 шт.
3. АЛ-5 - 2 шт.
Скорость - 950 км/час на высоте Н=2250 м при нагрузке Скоростной бомбардировщик       № 2055-805 от 12.06.48 г. Работы остановлены на стадии проекта (не актуален)
6. ОКБ-1 150 и вариант 150 Р (проект) ТР-3А - 2 шт. Скорость - 955 км/час на Н=4 600 м Потолок - 13 000 м Дальность - 5 300 км Скоростной бомбардировщик Луховицы 1952 г. - 7 полетов
1953 г. - 10 полетов
Верников Я.И. (СССР) 1953 г. Работы приостановлены из-за аварии
7. ОКБ-1 EF-126 «Аргус» ЮМО-226 Скорость - 780 км/час Продолжительность полета - 30 мин Экспериментальный штурмовик ЛИИ, г.Жуковский 44 полета, в том числе 5 с запуском двигателя   21.06.48 г. Работы приостановлены в 1948 г. (не актуален)
8. ОКБ-2 «346» ЖРД Вальтер 109-509А Дальность - 50 км Проектная скорость - 2500 км/час на Н=20 000 м Экспериментальный самолет «Третьяково», Луховицы 1948 г. - 1-й планерный
1949 г. - 4 полета с ЖРД 14.09.51 г. - аварийный случай
Вольфганг Цизе (немецкий летчик-испытатель) 1951 г.  
9. ОКБ-2 «468» ЖРД многокамерный Перехватчик           Работы остановлены на стадии макета