II-A-2
СОЗДАНИЕ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ
С УЧАСТИЕМ НЕМЕЦКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ОКБ-2

    ОКБ-2 во главе с главным конструктором Гайнцем Рессингом и его заместителем Александром Яковлевичем Березняком было создано для проектирования и освоения экспериментальных самолетов с жидкостным ракетным двигателем .
     Как было отмечено ранее, ОКБ-2 занималось разработкой, изготовлением и испытанием экспериментального самолета 346 с двухкамерным ЖРД (жидкостным ракетным двигателем) с целью достижения околозвуковых скоростей и изучения поведения самолета в этой области, исследования нагрузок и их распределения.
      Для этой цели самолет 346, собранный частично из агрегатов, изготовленных еще в Германии, оснащался большим количеством различных датчиков, многие из которых создавались в лабораториях ОКБ-2.
      Особенности самолета 346 были:
      - отделяемая гермокабина необычной формы (без выступающих частей),
      - стабилизатор с изменяемым в полете углом установки,
      - лыжное шасси.
      Летчик располагался в машине горизонтально, лицом вперед, в аварийной ситуации он имел возможность отделить гермокабину от фюзеляжа (с помощью взрывных болтов) и спуститься на парашюте.



Экспериментальный самолет 346

      Летчиком-испытателем самолета 346 был немец Вольфганг Цизе. Первый планерный полет самолета состоялся 10 мая 1951 года с «матки» Ту-4, после чего были проведены ремонтные работы, вызванные повреждением при посадке. 6 июня 1951 года самолет 346-3 совершил полет с неработающим двигателем. Были отработаны системы отцепки самолета от носителя и посадки его на лыжное шасси.



Экспериментальный самолет 346 на подвеске под самолетом Ту-4

      В период подготовки самолета к полету с работающим двигателем ЖРД 109-510 была обнаружена коррозия баков, трубопровода и арматуры Т-окислителя. Поэтому были проведены большие исследовательские работы по выявлению причин появления коррозии и мерам борьбы с ней:
      - произведена замена материалов,
      - введена специальная антикоррозийная обработка деталей, арматуры, трубопровода и баков.
      Необходимо отметить, что испытания экспериментального самолета 346 проводились в сложных полевых условиях на необорудованном аэродроме Третьяково при отсутствии ангарных производственных помещений, отсутствии должного снабжения электроэнергией, водой, крайне необходимых для испытаний, и недостаточном качестве и размерах летного поля. Все эти обстоятельства затрудняли и усложняли эксплуатацию самолета, увеличивая возможность отказа его материальной части.
      На самолете 346-3 немецкий летчик-испытатель Цизе совершил четыре вылета (один планерный, три - двигательных). Последний, четвертый полет состоялся 14 сентября 1951 года. При наборе скорости самолет вошел в кризис и, по заявлению Цизе, потерял управляемость. «На спине» пилот управлением не овладел и, воспользовавшись имеющимися средствами спасения, взорвав болты, отделил на высоте 6 000 метров кабину и катапультировался на высоте 3 000 метров. Раскрыв парашют, летчик приземлился, повредив при этом ногу. Самолет же упал и сгорел вблизи деревни Смоленские Борки. (Летчик вскоре тяжело заболел и скончался. Его похоронили на кладбище поселка Иваньково. Впоследствии мать Цизе произвела его перезахоронение в Германии.)
      Несмотря на аварию самолета 346, поставленная при его испытаниях цель, с учетом ограничений по скорости (до М=0,9), была достигнута. Проведенные испытания показали:
      1 - хорошую безотказную работу жидкостного ракетного двигателя как у земли, так и в воздухе;
      2 - безупречную работу средств спасения;
      3 - возможность пилотирования летчика в лежачем положении, допускающем значительно большие перегрузки на организм летчика по сравнению с обычным положением;
      4 - возможность посадки самолета с лыжным шасси на малоподготовленный аэродром на скорости до 330 км/час;
      5 - высокую скороподъемность на всех высотах полета.
      Несмотря на полученные положительные результаты, на имеющемся летном экземпляре самолета 346-1 проведение дальнейших испытаний было признано нецелесообразным, так как последующие полеты этого самолета новых существенных результатов дать уже не могли. Основные летные характеристики самолета 346 (с учетом ограничения ЦАГИ) были получены.