III-А.
О РАКЕТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗАВОДА

     В начале пятидесятых годов в связи с приближением завершающих работ немецких специалистов на заводе № 1 правительство страны и Министерство авиационной промышленности принимают и выпускают ряд постановлений и приказов, предопределяющих дальнейшую специализацию и реорганизацию завода.
     Так, постановлением Совета Министров от 01.09.1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС (разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И.Микоян) и выполнению работ по опытной тематике. Для завода это постановление стало отправной базой в дальнейшей долгосрочной специализации производства. С этого периода на заводе растут объемы серийного и опытного производства крылатых ракет различных классов.
     12 октября 1951 года на основании приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе № 1 организуется филиал ОКБ-155. Эта дата является днем рождения МКБ «Радуга». Начальником этого филиала и заместителем главного конструктора назначается Березняк Александр Яковлевич, ранее работавший заместителем главного конструктора ОКБ-2 завода. Коллектив филиала ОКБ-155 состоял из двадцати человек, в его состав вошли: Б.Д.Иванов, Н.Г.Соколов, Г.К.Самохвалов, К.Н.Субботин, А.Н.Елецкий, Л.Н.Боголюбский, Т.С.Овчарова, В.С.Демидович, С.Ш.Лифшиц, О.В.Мельников, М.Н.Гальперин, Б.В.Куликов, М.Ф.Шоев, З.М.Александрова, З.А.Макотченко, М.Т.Панкова, Е.Г.Елецкая, В.И.Емельянова, К.И.Киселева. На него были возложены работы по обеспечению серийного производства, по доводкам, испытаниям, а также по дальнейшей модификации изделия КС.
     В то же время на заводе расширяется серийно-конструкторский отдел (СКО), начальником назначается В.С.Демидович. В 1952 году в отдел пришли молодые авиационные специалисты: Н.Федоров, Г.Савельев, Б.Кижаев, И.Сметанин, Р.Ефремов, Е.Тимофеев, И.Чуприна, М.Параховатый, В.Солдатова, Л.Глазунова, С.Кашуба и другие.
     Около двух лет филиал ОКБ-155 и СКО работали вместе: располагались на одних площадях, бригады конструкторские и расчетные были единые, но ведущая роль была за начальниками бригад ОКБ: А.Н.Елецким, Г.К.Самохваловым, Л.Н.Боголюбским, О.В.Мельниковым и М.Н.Гальпериным.
     Это творческое взаимодействие позволило молодым специалистам СКО в короткий срок приобрести практический навык в квалифицированном решении возникающих в производстве конструкторских вопросов. А вопросов было много, ибо первая партия агрегатов изделия КС была изготовлена с большими отступлениями от технической документации, которая тоже была «сырой». Для оперативного решения конструкторских вопросов в производстве была разработана и внедрена система ЖКН (журналы конструктивных неувязок), которая позволила оперативно выдавать решения по конструктивным неувязкам непосредственно в цехах. В течение одного-трех месяцев эти решения листками изменения чертежей (ЛИЧ), листками уточнения чертежей (ЛУЧ) вводились в конструкторскую документацию.
     Работали и днем, и ночью, увлеченно, не считаясь со временем. Атмосфера в коллективе ОКБ, СКО и завода была очень дружественной, как говорится, ощущалось «чувство локтя» во всем. В результате совместной работы этих коллективов уже в 1953 году, после проведения летных испытаний, первая крылатая ракета КС была принята на вооружение, а филиал ОКБ-155, руководимый А.Я.Березняком, получил новое задание по обеспечению опытно-конструкторских работ по крылатым ракетам классов «воздух-поверхность» и «поверхность-поверхность».
     Для обеспечения выполнения поставленных задач Советом Министров СССР заводу были выделены капитальные вложения на достройку главного корпуса (шесть миллионов рублей), на жилищное строительство (на 4 000 кв. м) и развитие социальной сферы (на строительство больницы 0,5 миллиона рублей). Жилье, высвобождаемое немецкими специалистами, было предусмотрено использовать для решения кадровой проблемы. Было предусмотрено также и доукомплектование квалифицированными кадрами, как рабочими, так и инженерно-техническими работниками. Так, в 1952 году инженерно-технический состав завода пополнился молодыми специалистами - выпускниками Казанского и Московского авиационных институтов.
     В последующие годы стало системой ежегодное пополнение молодыми авиационными специалистами. Кроме этого, при заводе был организован вечерний авиационный техникум. Это позволило в основном все инженерно-технические должности укомплектовать дипломированными специалистами.
     2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256 (п/я 6). Его основной задачей стало освоение опытного производства и головных партий крылатых ракет. Потоки номенклатуры авиационной техники и, соответственно, объемы производства завода ежегодно увеличивались. В последующие годы производством завода был освоен целый ряд новых изделий, авторами которых были такие генеральные и главные конструкторы, как А.И.Микоян, А.Я.Березняк, И.С.Селезнев, В.Н. Цыбин, В.Н.Челомей и другие. Приоритет был отдан разработчикам ракет.
     Основную загрузку производства как по объему, так и по номенклатуре составляли ракеты класса «воздух-поверхность», автором которых было МКБ «Радуга» и которые были составной частью стратегических комплексов, создаваемых совместно с ОКБ «Опыт» им. А.Н.Туполева.
     Но не все задания министерства укладывались в производственные мощности завода, поэтому требовалось его дальнейшее расширение и реконструкция. Для решения этих задач технологическое бюро, службы ОГТ, ОГМет, бюро реконструкции ежегодно анализировали и оценивали уровень технологических процессов, пропускную способность производства, выявляя так называемые «узкие» места по отношению к поставленным задачам, и на основе этих анализов разрабатывали и реализовывали ежегодные и пятилетние планы научно-технического прогресса, увязанные с планами производства и направленные на дальнейшую его специализацию, на внедрение прогрессивных технологических процессов, оборудования, средств механизации, автоматизации и расширение производственных площадей.
     На базе ежегодно строящихся производственных площадей завода постоянно совершенствовалась специализация ракетного производства, а структура управления им неоднократно менялась по инициативе министерства, внося новые задачи. Так, приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается: «... в целях претворения в жизнь задач по совершенствованию структуры управления экономикой, усиления специализации предприятия, ускорения процесса создания и внедрения образцов новой авиационной техники на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И.Микояна создать производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498». Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается Н.П.Федоров, главным конструктором и первым заместителем директора назначается А.Я.Березняк, главным инженером и первым заместителем директора назначается Г.А.Савельев.
     Березняк Александр Яковлевич окончил МАИ в 1938 году. В авиапромышленности прошел путь от чернорабочего до главного конструктора производственно-конструкторского объединения «Радуга». Свою конструкторскую деятельность А.Я.Березняк начал еще в предвоенные годы. Так, по проекту А.Я.Березняка и А.М.Исаева, разработанному в КБ главного конструктора В.Н.Болховитинова, в 1942 году был создан первый реактивный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД. Летчиком-испытателем этого самолета был Григорий Бахчиванджи, о котором первый космонавт Юрий Гагарин отозвался так: «Без полета Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года».
     Глубокое знание современной техники и авиационного производства, выдающиеся конструкторские способности, организаторские и деловые качества А.Я.Березняка, его требовательность к себе и подчиненным во многом способствовали тому, что за сравнительно короткое время МКБ «Радуга» из малочисленной группы конструкторов выросло в большой, сплоченный творческий коллектив, показавший на деле свою способность успешно решать сложные технические проблемы, возникающие в процессе разработки новых систем.
     Коллективом МКБ «Радуга» под непосредственным руководством А.Я.Березняка разработаны и переданы в серийное производство и эксплуатацию не один десяток типов ракет и их модификаций, многие из них отмечены Ленинскими и Государственными премиями. Эти изделия оригинальны, по своим технико-экономическим характеристикам в большинстве случаев превосходят уровень лучших образцов зарубежной техники, они получили высокую оценку заказчика.
     А.Я.Березняк - лауреат Ленинской (1961 г.) и Государственной (1970 г.) премий. За успехи в создании образцов новой техники награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и пятью медалями СССР. В 1968 году получил ученую степень доктора технических наук, имел шесть авторских свидетельств.
     В 1974 году А.Я.Березняк скоропостижно скончался, и главным конструктором ДПКО и первым заместителем директора назначается Игорь Сергеевич Селезнев, работавший ранее заместителем главного конструктора.
     Селезнев Игорь Сергеевич после окончания Московского авиационного института работал в МКБ и объединении «Радуга» в разных должностях (ведущий конструктор, зам. главного инженера, зам. главного конструктора, главный конструктор). В настоящее время он Генеральный конструктор МКБ «Радуга», академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.
     Очень многие темы, разработанные под руководством и при непосредственном участии И.С.Селезнева, удостоены Ленинских и Государственных премий. При Игоре Сергеевиче Селезневе тематика ракетного направления получила свое дальнейшее развитие. При нем создан целый ряд новых оригинальных образцов с высокими тактико-техническими характеристиками, а сверхзвуковая противокорабельная ракета 3М-80Е «Москит», или, как ее еще называют на Западе, «Солнечный ожог», на авиационных выставках и авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском произвела впечатление «разорвавшейся бомбы». «Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает 2800 км/час. Сбить «Москит» противоракетой практически невозможно.
     В восьмидесятых и девяностых годах МКБ «Радуга» разрабатывает аэрокосмический комплекс «Бурлак», летательные аппараты малой авиации, ветроэнергетические установки, антенны спутникового телевидения и другие изделия гражданского назначения.
     При И.С.Селезневе получила дальнейшее развитие и лабораторно-экспериментальная база широкого спектра, позволяющая производить наземную отработку образцов техники и их подсистем на ранних этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
     С 1993 года коллективом МКБ «Радуга» руководит Трусов Владимир Николаевич.

     Ракетная тематика МКБ «Радуга» с 1952 года по 1990 год составляла основную производственную загрузку завода и была его профилирующей продукцией. Особо следует отметить большую номенклатуру и высокий уровень разработок МКБ «Радуга».
     
     В сентябре 1978 года в соответствии с действующими положениями об объединениях министерством было произведено уточнение: вместо ДПКО объединение переименовано в ДПО (Дубненское производственное объединение).
     12 мая 1982 года приказом министра в связи с новыми задачами МКБ «Радуга» производится очередное изменение в структуре управления: «... в целях максимального сосредоточения усилий опытного конструкторского бюро Дубненского производственного объединения «Радуга» на создании новых видов изделий, улучшения руководства опытно-конструкторскими работами и повышения ответственности за создание авиационного вооружения выделить ОКБ из ДПО «Радуга» в самостоятельную опытно-конструкторскую организацию. Указанной опытно-конструкторской организации присвоить наименование «Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Машиностроительному заводу присвоить прежнее наименование «Дубненский машиностроительный завод».
     Совместная работа МКБ и завода в составе объединения дала свои положительные результаты. Так, на заметное сокращение сроков в освоении образцов новой техники повлияли:
     - согласованность планов основной деятельности ОКБ и завода;
     - параллельная работа конструкторов ОКБ и технологов завода при разработке технической документации;
     - активное сопровождение конструкторами ОКБ технической документации в производстве завода;
     - дружеская деловая атмосфера между проектировщиками и производственными исполнителями.
     
     Резкое сокращение оборонных заказов в конце 80-х - начале 90-х годов поставило эти специализированные предприятия в сложнейшее положение. Перспективу своего развития МКБ «Радуга» и АООТ «ДМЗ» видят в создании и производстве наукоемкой, прежде всего - авиационной продукции на принципах рыночных взаимоотношений.