V.
ДИРЕКТОРА ЗАВОДА В ПЕРИОД С 1951 ПО 1997 гг.


БЕЛИЛОВСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
директор завода с июля 1951 г. по апрель 1960 г.


      Выход постановлений и приказов по ракетной специализации производства по времени совпал с назначением Белиловского Сергея Ивановича директором нашего завода.
      Сергей Иванович родился в 1894 году. Он окончил Московское высшее техническое училище с квалификацией инженера-механика. Сначала Сергей Иванович работал на заводе № 81 Министерства авиационной промышленности на разных должностях, а в период с 1937 года по 1951 год был директором авиационного завода (№ 126 МАП) в городе Комсомольске-на-Амуре. Его талант как руководителя раскрылся уже в те тяжелые тридцатые годы и годы Великой Отечественной войны. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I-ой степени и четырьмя медалями. Был волевым и целеустремленным руководителем, умеющим добиваться поставленных перед собой задач. Основной и главной задачей было освоение новой ракетной техники. За время его руководства коллективом завода были освоены ракеты КС, КСС, КС-7, Х-20, К-10, П-15, КСР-2. При Сергее Ивановиче Белиловском выполнялись большие объемы работ по расширению промышленной площадки завода, по жилищному строительству: в год сдавалось в эксплуатацию по 3000 кв. метров жилой площади. При нем активно развивалась и социальная сфера: были построены школа № 5, детский сад № 13, первый корпус больничного городка на 159 коек и начато строительство дома культуры "Октябрь". Под его непосредственным руководством на общественных началах молодежь завода на месте песков (у фабрики-кухни) ставит стадион, теннисный корт, закладывает и формирует парк - место отдыха левобережцев города. В настоящее время этот парк носит его имя: парк имени Белиловского Сергея Ивановича.
      Сергей Иванович был всегда подтянут, энергичен и прост в обращении с людьми. Он умел проявлять завидную оперативность в решении различных вопросов, выказывая при необходимости и резкость характера и артистичность своей натуры. Как-то в начале пятидесятых годов Сергей Иванович получает от исполкома городского Совета задание - произвести покраску полов в школе № 3 (здание УПУ). До начала занятий оставалось шесть дней. Он срочно вызывает двух начальников цехов, в ведении которых находились малярные бригады, и дает указание: "Срочно к 31 августа произвести покраску полов и сдать комиссии". Один из начальников попытался возразить: "В такие сроки, Сергей Иванович, и такие объемы работ я не сумею выполнить". Реакция директора: "А я научу. Делается это очень просто. Берешь ведро краски, выливаешь ее на пол, далее твои маляры снимают с тебя штаны, берут за руки и за ноги и начинают растирать эту краску твоим "задним местом" - получается и качественно, и досрочно". "Все ясно, Сергей Иванович", - прозвучал ответ. 30 августа полы были сданы комиссии.
      Был и такой эпизод. Группа начальников цехов и отделов после совещания у главного инженера продолжала горячо обсуждать его итоги в вестибюле главного корпуса (на втором этаже). Вдруг снизу поднимается Сергей Иванович и, проходя мимо этой группы, здоровается. Начальник ОЭР Нечаев Василий Васильевич, стоявший спиной к проходящему, повернулся и, встретившись взглядом с Сергеем Ивановичем, почему-то растерялся, а потом произнес: "Сергей Иванович, какая у вас великолепная шляпа!" "Да?" - удивился Сергей Иванович и в тот же момент, надевая шляпу на голову Василия Васильевича, добавил: "Дарю!", а сам невозмутимо продолжил свой путь. Группа смеялась до слез, глядя на расстроенного Василия Васильевича. А несколькими минутами позже изумление его возросло еще больше от информации секретаря директора - Анны Федоровны Потаповой: "Василий Васильевич! Ведь это была его любимая шляпа!" И таких неординарных действий у Сергея Ивановича было предостаточно.
      Он умел разбираться в людях, поощрять тех, кто работал добросовестно, гнал от себя льстецов и наушников.
      Коллектив завода очень уважал этого руководителя.
      Однако в конце пятидесятых годов Сергей Иванович при очередной поездке попадает в автомобильную аварию, получает серьезную травму, после чего выполнение обязанностей директора завода становится затруднительным, и его переводят в аппарат Министерства авиационной промышленности в качестве референта министра.


      В апреле 1960 года директором завода становится Юрий Иванович Шукст, работавший до этого главным инженером завода, а главным инженером назначается Николай Константинович Матвеев, работавший в то время главным контролером завода.



ШУКСТ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
директор завода с апреля 1960 г. по май 1968 г.


      Юрий Иванович Шукст родился в 1914 г. В 1941 году он заканчивает Московский авиационный институт. Работал литейщиком, летчиком-испытателем, был начальником цеха, главным контролером. А в 1953 году его назначают главным инженером ДМЗ (в этой должности он проработал до 1960 года), а в 1960 году - директором Дубненского машиностроительного завода.
      Был награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, имел медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)".
      Юрий Иванович обладал жесткой манерой управления, имел четкий распорядок дня, он ежедневно посещал производство, регулярно проводил совещания и умел с повышенной ответственностью спросить за выполнение принимаемых решений. Взаимоотношения в коллективе в этот период были несколько заформализованы, но освоение опытных изделий и серийные поставки шли в основном в соответствии с планом. Были освоены КСР-11, А-7, КСР-5, МИГ-25, первые модификации Х-22 и др.
      Получила дальнейшее развитие и промплощадка: кузнечный корпус, трехэтажная проходная, корпус "М", литейный корпус, корпус цеха № 17, большая реконструкция производилась в связи с запуском самолета МИГ-25, расширена заводская котельная. Строительство жилья велось более ускоренными темпами (по 4-5 тыс. кв. м. в год), введена в эксплуатацию первая очередь очистных сооружений города, дом культуры "Октябрь", поликлиника на 500 посещений в день, школа № 10, детский комбинат на 280 мест.
      В мае 1968 г. Ю. И. Шукст по решению министерства был переведен на должность заместителя начальника Главного управления МАП. Директором завода в связи с этим назначается Николай Павлович Федоров, до этого работавший первым секретарем ГК КПСС г. Дубны.



ФЁДОРОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
директор завода с мая 1968 г. по ноябрь 1987 г.


      Николай Павлович Федоров родился в 1929 г., он окончил Казанский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению" и в 1952 году, как молодой специалист, был направлен на работу в Иваньково.
      Я знал Николая Павловича со студенческой скамьи - учились в одной группе. В студенческие годы Николай Павлович был одним из активнейших организаторов художественной самодеятельности студенческого коллектива и имел на этом поприще большой успех. Хорошо владел аудиторией.
      По прибытии в 1952 году на ДМЗ Николай Павлович продолжил это увлечение, пользуясь уважением и со стороны коллектива завода. Он обладал хорошими ораторскими способностями, умел грамотно и эмоционально дискутировать по тому или иному вопросу и пользовался авторитетом.
      Николай Павлович прошел большую производственную и партийную школу (начальник СКО, начальник цеха, заместитель начальника производства, секретарь парткома завода, 1-й секретарь ГК КПСС). Работая директором завода, он много внимания уделял производству изделий, развитию промплощадки, строительству жилья и особенно развитию объектов социально-бытовой сферы левобережной части города Дубны. При нем были освоены такие образцы новой техники, как "Спираль", Х-58, Х-59, ПР, ПС, Х-55 и другие, улучшены технико-экономические показатели завода. Промплощадка пополнилась корпусом № 105 (производство ТНП), корпусом № 1А, АТС на 2000 номеров, корпусом № 115 и другими объектами.
      Построены 3 детских сада, школа № 3, общежитие на 360 мес т, очистные сооружения, газопровод от московского кольца, лечебный корпус в профилактории, торговый центр, родильный дом на 60 коек, детская больница с поликлиникой и молочной кухней.
      В ноябре 1970 года главный инженер завода Матвеев Николай Константинович ушел на заслуженный отдых, и главным инженером завода назначается Савельев Геннадий Алексеевич, ранее (1963-1969 гг.) работавший заместителем главного инженера, затем (1969-1970 гг.) - первым секретарем ГК КПСС.
      Дальнейшая совместная работа Н. П. Федорова и Г. А. Савельева как директора и главного инженера продолжалась до 1987 года. Схема распределения функциональных обязанностей между директором и главным инженером была в тот период немного подкорректирована. Директор главное внимание уделял таким вопросам, как основные поставки серийной продукции по договорам, планово-экономическая и финансовая работа, капитальное строительство и социальная сфера, а вопросы освоения образцов новой техники и технологии, реконструкции существующих производств решались преимущественно главным инженером. Такая схема управления, как показала практика, вполне себя оправдала. Подтверждением этому служат ежегодные итоги многогранной хозяйственной деятельности коллектива. За успешное освоение образцов военной техники, развитие производства Николай Павлович был удостоен звания лауреата Государственной премии и награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Ему было присвоено звание "Почетный авиастроитель".
      Большая и напряженная работа подорвала здоровье Николая Павловича. В ноябре 1987 года он был вынужден уйти на пенсию по инвалидности. Ему была назначена персональная пенсия Союзного значения.


      Директором завода становится Савельев Геннадий Алексеевич, работавший до этого главным инженером завода, а главным инженером завода - Удальцов Николай Сергеевич, работавший ранее заместителем главного инженера.



САВЕЛЬЕВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
директор завода с ноября 1987 г. по ноябрь 1991 г.


      Савельев Геннадий Алексеевич родился в 1928 г., в 1952 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению"; в 1967 году окончил Московский инженерно-экономический институт по специальности организатор промышленного производства и строительства, в 1969 г. - трехмесячные курсы Академии народного хозяйства. Работал на разных должностях на заводе (расчетчиком, начальником бригады расчета самолета на прочность, начальником СКО, секретарем парткома завода, заместителем главного инженера, первым секретарем ГК КПСС г. Дубны, главным инженером завода).
      За период работы Г. А. Савельева в должности директора завода было продолжено освоение опытной ракетной тематики, обеспечение серийных поставок, а также строительство промплощадки (ввод в эксплуатацию корпусов № 112, № 128, № 131, убежища гражданской обороны, ряда сборных промышленных модулей; расширение городской котельной) и ввод жилья (около 3000 кв. м. в год). Однако в конце восьмидесятых годов финансирование капитального строительства стало заметно сокращаться, а в 1989 году и особенно в 1991 году начала к тому же еще проявляться и "дикая" конверсия. Так, в январе 1991 года по указанию правительства заводу снимают с плана текущего года около 30 % объемов оборонной продукции и предлагают (для сохранения фонда заработной платы) в том же году эти объемы восполнить выпуском товаров народного потребления.
      Стоимость одного часа трудозатрат в тот период на заводе была следующая:
      - оборонная продукция - 75 рублей,
      - товары народного потребления - 15 рублей,
      т.е. для восполнения снятых объемов оборонной продукции надо было мгновенно поднять производительность труда по ТНП приблизительно в пять раз и соответственно изменить и обеспечить систему договорных обязательств как со смежниками, так и с торгующими организациями. Нереальность таких задач вполне очевидна. Обычно в цивилизованных странах о намечаемой конверсии предупреждают за два года, т.е. дают время на подготовку производства, выявляют возможные потери и соответствующие компенсации. У нас же в те годы все делалось с грубейшим нарушением этих правил.
      Неоднократные поездки директора завода в вышестоящие структуры управления народным хозяйством положительных результатов не дали. Вопросы о неправильных действиях "верхов управления" внимательно выслушивались чиновниками разных уровней, выражалось сочувствие, но никаких мер по их разрешению не принималось. Стало ясно, что обращаться больше было некуда, что начался процесс разрушения предприятий оборонного комплекса. Это не укладывалось в понятие о разумной системе управления. Психологически это давило. Пошли бессонные ночи. После долгих раздумий я пришел к твердому убеждению, что в такой ситуации, в интересах сохранения коллектива, руководить заводом должна личность с более крепкими нервами и здоровьем.
      В июне 1991 года я подал министру авиационной промышленности заявление об уходе на пенсию по возрасту. Министр сначала отказал, но позднее согласился. Так в 1991 году я ушел на пенсию союзного значения, а новым директором завода на конференции коллектива ДМЗ на конкурсной основе был избран Петр Константинович Лырщиков.



ЛЫРЩИКОВ ПЕТР КОНСТАНТИНОВИЧ
директор завода с ноября 1991 г. по апрель 1997 г.


      Петр Константинович Лырщиков родился в 1946 году, имеет высшее образование, окончил Московский автодорожный институт. Он работал в фирме ОКБ им. П. О. Сухого в должности начальника отдела, потом заместителем главного инженера; лауреат Государственной премии.
      Я с большим удовольствием передал дела в ведение этого энергичного специалиста, одновременно сожалея, что этот пост достался ему в очень сложное время - время обвальной конверсии, губительной либерализации цен и дикой приватизации.
      В этой обстановке Петром Константиновичем сразу же были предприняты меры по загрузке производства продукцией, для изготовления которой можно было использовать освоенные заводом прогрессивные авиационные технологии. Осваивались производством следующие образцы:
      - СУ-29 - спортивно-пилотажный самолет акробатической категории;
      - "Шмель" - легкомоторный самолет для сельского хозяйства и служб патрулирования;
      - "Дубна-2" - двухместный многоцелевой самолет;
      - Р-50 - самолет-амфибия.
      Кроме того, началась подготовка к запуску в производство и других изделий гражданского назначения.
      Однако вскоре начинает сказываться недостаток оборотных средств для организации указанной продукции, т. к. обещанное первоначально финансирование притормаживается и это отрицательно сказывается на организации производства завода и его финансовом положении.
      Параллельно с новой продукцией авиационного профиля осваивалась и такая продукция, как
      - : ( космические антенны диаметром до 9 м;
      - кузов вездехода "ТРЭКОЛ";
      - заводы по производству сахара и другие объекты.
      Однако объемы и этой продукции не смогли полноценно загрузить такой большой производственный комплекс, каким являлся Дубненский машиностроительный завод. Объемы оборонной продукции к тому же стремительно падали, а с 1997 года вообще отсутствуют.
      Капитальное строительство в такой сложной финансовой ситуации, естественно, было сокращено, но велось. Так, был обеспечен ввод первой очереди жилого многоэтажного дома по ул. К. Маркса, продолжено строительство его следующих очередей, а также плодоовощной базы. Построен ангар на аэродроме в Борках, и организована ЛИиДБ для облета самолетов.
      В целях выживания коллектива и улучшения структуры управления экономикой производственного комплекса, на базе подразделений завода организуются дочерние и совместные предприятия.
      А в 1994 году проводится приватизация, и ДМЗ реорганизуется в Акционерное общество открытого типа "Дубненский машиностроительный завод" (АООТ "ДМЗ").
      Жилье и объекты социальной сферы были переданы мэрии, которая к тому времени располагала большими финансовыми возможностями по эксплуатации этой сферы. Эти предпринятые шаги временно способствовали улучшению финансового положения завода, однако кардинально обстановку изменить не удалось. Образовались многомесячные долги по заработной плате.
      В целях улучшения управления экономикой и финансовым состоянием собрание акционеров АООТ "ДМЗ" на своем собрании 24 апреля 1997 года решило должность председателя Совета директоров - Генерального директора АООТ "ДМЗ" разделить. Председателем Совета директоров избирается Лырщиков Петр Константинович, а Генеральным директором назначается Удальцов Николай Сергеевич.



УДАЛЬЦОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
Генеральный директор АООТ "ДМЗ" с апреля 1997 г. по 2000 г.


      Удальцов Николай Сергеевич, 1946 года рождения, в 1975 году окончил Московский институт радиоэлектроники и автоматики, работает на ДМЗ с 1975 года в различных должностях (настройщик-регулировщик, старший инженер-испытатель, заместитель начальника цеха, заместитель главного инженера с 1984 года по 1988 год, главный инженер АООТ "ДМЗ" с 1988 года по апрель 1997 года). Николай Сергеевич активно занимался испытаниями ракет в войсковых частях, проводил большую работу по конверсии производства (освоение видеопроекторов, микроволновых печей, спортивного самолета СУ-29 и другой продукции).

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ АООТ "ДМЗ"
в 1997 году
Дубненский машиностроительный завод - основное предприятие АООТ "ДМЗ".
Дочерние общества АООТ "ДМЗ":
1. Закрытое акционерное общество "Сплав-ДМЗ". Вид деятельности - литейное производство, ТНП.
2. Закрытое акционерное общество "ПТК ДМЗ". Вид деятельности - производство самолетов "Дубна-2".
3. Закрытое акционерное общество "Дубненский комбинат общественного питания". Вид деятельности - общественное питание, торговля.
4. Закрытое акционерное общество "Ремстройпредприятие". Вид деятельности - ремонтно-строительные работы.
5. Общество с ограниченной ответственностью "ОКС-ДМЗ". Вид деятельности - капитальное строительство.
6. Товарищество с ограниченной ответственностью "Лада". Вид деятельности - швейное производство.
7. Закрытое акционерное общество "АГРОС". Вид деятельности - животноводство, сельское хозяйство.
8. Закрытое акционерное общество "Святье". Вид деятельности - производство минеральной воды.
Совместные предприятия:
"АпАТэК-Дубна" - производство изделий из композиционных материалов.
"ОсТЭН" - многопрофильное предприятие.
Цех № 105 выделен в отдельное акционерное общество "АПЕКС".