VI.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ, РАКЕТ
И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП),
ОСВОЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ДМЗ С 1951 г. ПО 1996 г.,
И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



     КС - крылатая противокорабельная ракета системы «Комета» класса «воздух-поверхность» с турбореактивным двигателем РД-500 и системой наведения по радиолучу + АРЛГСН (на последнем этапе полета).
     Активная головка самонаведения, автопилот, телеметрическая аппаратура были разработаны КБ-1, главным конструктором которого был Серго Берия (сын Л. П. Берия). Иногда это обстоятельство помогало в оперативном решении «в верхах» возникающих вопросов.
     Планер - цельнометаллический клепаный моноплан со стреловидным (35() крылом. Основной материал планера - дюралюминий Д16Т, ответственные стыковочные узлы сделаны из стали 30ХГСА, обтекатель - из пенопласта.
     Ракета была принята на вооружение в 1953 г., а запуск ее технической документации в производство был осуществлен в третьем квартале 1951 года.
     Задел агрегатов планера КС был изготовлен очень оперативно, но с большим количеством отступлений от технической документации:
     - обшивки в некоторых местах были не проклепаны с нервюрами и рамами;
     - смещены до 10-20 мм стыковочные узлы;
     - выявлены большие следы коррозии (материал не имел антикоррозийного покрытия, не подвергался анодированию, оксидированию и т.д.) и многие другие отступления.
     Причина такого состояния была как в низкой квалификации рабочих, так и в отсутствии приемки ОТК и представителя заказчика. К концу 1951 года из ОКБ стали поступать новые большие конструктивные изменения. А ракеты-то нужны были уже для проведения испытаний. Обстановка оказалась очень сложной. В этот момент на завод приезжает начальник главка - М. Н. Корнеев. В кабинете директора он поставил себе койку и непрерывно, и днем, и ночью, вместе с С. И. Белиловским управлял ходом производства.
     Группа молодых специалистов в составе Н. Федорова, А. Конашкиной и Г. Савельева провела анализ всех отступлений от технической документации, имеющихся на заделе агрегатов, типизировала их и выдала типовые варианты доработок этих изделий. Назвали этот документ, согласованный с заказчиком, «ДОП ТУ» - дополнительные технические условия. По нему был доработан и сдан весь задел агрегатов ракеты КС. Следует особо отметить, что в то время нам, молодым специалистам, очень много доверялось. Например, решение конструктора, выданное в ведомости дефектов, считалось окончательным. Это накладывало на нас большую ответственность, и мы ее оправдывали. Мы прошли большую, эффективную практическую школу по освоению ракетной техники, что в дальнейшем сыграло немаловажную роль в нашей судьбе.
     При освоении КС много вопросов возникало по антикоррозийным покрытиям, а также по входному контролю материалов. С этой целью на заводе в 1953 году организуется центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), возглавил ее Борисов Иннокентий Иванович. А в марте 1953 года на должность главного металлурга завода из Комсомольска-на-Амуре приезжает Звягин Александр Сергеевич. Его помощниками становятся сотрудники ОГМет: В. Д. Чекушенков, ведущий стальное и чугунное литье, Н. Д. Калуцкая (Иванова) - цветное литье и В. Н. Леженин - защита металлов от коррозии.
     В связи с резким увеличением объема работ по ракете КС цех № 12 реконструируется: организуются отдельные участки термообработки, кузнечных работ, выделяется отдельно небольшой участок магниевого литья, ибо, совмещенный с «алюминиевым» участком, он выдавал много брака по засорам, инородным включениям и т.п.
     В 1952 году создаются цех окончательной сборки изделия КС, (начальником назначается А. В. Коломенский), моторно-испытательная станция (начальник Б. П. Морозов) и контрольно-испытательный цех - КИЦ (начальником его был Е. Н. Куликов). Такими организационными мерами был скомпонован полный технологический комплекс, необходимый для производства и договорных поставок ракет типа КС.



     КСС (С-2) - противокорабельная крылатая ракета системы «Сопка» наземного базирования с системой наведения по радиолучу + АРЛГСН, маршевым двигателем РД-500К и стартовым двигателем СПРД-15.
     Ракета разработана на базе ракеты КС с заимствованием элементов конструкции оперения и фюзеляжа. Крылья складываются при хранении и транспортировке. Реконструкция литейного производства отвечала решению проблем и по этому изделию, т. к. заимствование деталей и узлов было очень большим, а внешние обводы С-2 мало отличались от КС. Для имитации воздействия удара на бортовую аппаратуру при стартовых условиях был спроектирован, изготовлен и введен в работу так называемый перегрузочный стенд с подборами медных крешеров необходимых размеров, обжатие которых при ударе имитировало перегрузку при старте. Ответственным за организацию работы этого стенда был С. К. Кушеверский.
     В 1957 году ракета С-2 была принята на вооружение.
     Одновременно с этой ракетой была запущена в производство и ракета КС-7.



     КС-7 (ФКР-1) - фронтовая крылатая ракета для наземного передвижного комплекса ФКР-1 с наведением по радиолучу.
     Планер заимствован с изделия КСС.
     Маршевый двигатель - РД-500К, стартовый двигатель - СПРД-15.
     Организация технологического процесса и сам технологический процесс были заимствованы с изделий КС и КСС и не вызывали особых проблем при запуске ракеты в производство.



     Х-20М - авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность», с РК системой управления и турбореактивным двигателем. Планер - цельнометаллический монокок, среднеплан, крыло стреловидное (35(), клепаной конструкции. Передний конус - выдвижной. Один топливный бак сделан из сплава АМГ-3, другой - из резины НО-68. Основные применяемые материалы: Д-16, В-95, МЛ-5 (крупногабаритное литье), 30ХГСА, 30ХГСНА (нагруженные детали). Применение прессовой клепки заклепок диаметром 8 мм.
     При запуске ракеты Х-20М в производство был освоен новый технологический процесс изготовления мягких баков из маслобензостойкой резины. Для этого процесса был приобретен вакуумный котел; к резино-пластмассовой мастерской цеха № 17 сделана пристройка. Новый технологический процесс изготовления мягких баков потребовал достаточно сложной оснастки - сборный пуансон, состоящий из нескольких секций. На пуансон наклеивалась сырая резина НО-68, усиленная прорезиненной тканью АКР, затем вклеивались впускные и выпускные штуцера. Все это помещалось в вакуумный котел, вулканизация проходила при температуре 143(5(С. При окончании процесса вулканизации бак разрезался, а разборный пуансон секция за секцией извлекался из него. Разрез потом заклеивался уже вулканизированной листовой резиной с проклейкой шва тканью АХКР. Трудности были со вклейкой штуцеров и достижением герметичности баков, но и они были преодолены. Собранные и испытанные на герметичность баки сдавались на сборку изделий. Активными участниками освоения этого нового технологического процесса были И. В. Пугачева, А. И. Карташов, М. В. Мирович и Л. Ф. Ажиркова.
     Первоначально по технологической документации основной топливный бак ракеты предусматривалось делать из тонколистовой стали, но проблему коррозии внутренней полости после травления решить не удалось, и сталь заменили листовым материалом марки АМГ-6.
     При освоении изделия Х-20М был освоен и внедрен еще один новый технологический процесс - процесс крупногабаритного магниевого литья. Для этой цели в цехе № 12 установили плавильные печи большей мощности. Из участка обрезки цветного литья отдельно выделили участок обрезки магниевых отливок и участок обрезки алюминиевого литья; тем самым были исключены случаи перемешивания обрезков цветного литья, сократился процент брака.



     К-10 - авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность». Принята на вооружение в 1961 году. Она имеет турбореактивный двигатель, который установлен в нижней части фюзеляжа, систему управления по радиолучу + АРЛГСН на последнем этапе полета.
     Планер - цельнометаллический моноплан со свободнонесущими (стреловидной формы) крылом и оперением. Крылья складываются при хранении и транспортировке.
     Обтекатель сотовой конструкции. Основные материалы, применяемые при изготовлении планера: Д-16Т, АМГ-6, МЛ-5, АЛ-8, 12Х2НВФА. Цельнолитые узлы: стабилизатор, киль, силовые рамы (магниевое литье в землю).
     При изготовлении ракеты К-10 новым технологическим процессом было изготовление обтекателей сотовой конструкции. Формование их производилось в несколько этапов. Вначале вакуумным методом на стальных пуансонах формировались внутренняя и наружная рубашки. Параллельно на специальном оборудовании изготавливались сотовые заполнители из стеклоткани. На внутреннюю рубашку (тоже на пуансоне) приформовывался сотовый наполнитель, затем одевалась отформованная наружная рубашка и пояс; все это помещалось в печь, где по трехступенчатому температурному режиму проходил процесс полимеризации. Но не все было гладко, шел брак: пузыри, расслоение и другие дефекты. Начался поиск решения этих проблем. Активное участие в нем принимали такие ведущие специалисты, как А. И. Пушкин, А. И. Бабанин, А. С. Казаков, Н. В. Кащеев, В. В. Павлов (ВИАМ), М.З.Эйдлин и В. И. Лагутин (МКБ). Процесс был отлажен, а выпуск изделий обеспечен.