VI-2.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ, РАКЕТ
И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП),
ОСВОЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ДМЗ С 1951 г. ПО 1996 г.,
И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



     НМ-1 - натурная модель высотного сверхзвукового самолета-разведчика (2 РС).
      Постановлением правительства от 04.09.1956 г. предусматривалось построение по ТТТ ВВС высотного (Н=36 км) сверхзвукового (М=3,2) самолета-разведчика (2 РС) с двумя прямоточными двигателями Д-21.
     Для выполнения этой задачи на заводе 25 апреля 1956 года было организовано ОКБ-256 во главе с главным конструктором В. Н. Цыбиным и начато строительство производственно-конструкторского корпуса (корпус № 2).
     При освоении этой темы, в связи с множеством проблем, подлежащих разрешению, планом работ было предусмотрено поэтапное их выполнение. Так, в связи с поздними сроками поставок жаропрочных материалов (типа АБ - алюминиево-бериллиевый сплав) и комплектации, было принято решение: отработку посадки этого самолета произвести с помощью натурной модели (НМ-1), планер которой был изготовлен в основном из материала Д-16Т, а по геометрическим размерам она полностью соответствовала оригиналу самолета. Вместо прямоточных двигателей Д-21 были установлены турбореактивные - РД-11-30. Модель была изготовлена 4 декабря 1957 года и отправлена на испытания в ЛИИ (г. Жуковский). Испытывал этот самолет дважды Герой СССР Амет-Хан Султан. Было совершено 70 полетов. Испытания шли успешно. Выявленные недостатки устранялись оперативно. Были отработаны старт с помощью сбрасываемой спецтележки и посадка на лыжу. НМ-1, натурная модель ракетного сверхзвукового самолета-разведчика 2 РС
     Для обслуживания тематики ОКБ-256 на заводе были созданы специальные стенды:
     - стенд горячих испытаний баков с топливом (клепаные баки на различных герметиках);
     - стенд испарителей пропана (определение эффективности охлаждения нагретого газа с помощью пропановых испарителей);
     - стенд электрооборудования изделия НМ-1 и другие стенды.
     В 1958 году был построен корпус № 2. В нем разместились производственно-конструкторские службы ОКБ-256 и МКБ «Радуга».
     В процессе производства самолета 2 РС были выявлены недостатки в его конструкции:
     - из-за нетехнологичности конструкции (отсутствие панелирования крыла) цикл сборки крыла был очень длителен - 4-5 месяцев;
     - сложная конструктивно-технологическая система стыковки крыла с фюзеляжем;
     - примененный алюминиево-бериллиевый сплав АБ оказался токсичным и был запрещен в производстве;
     - освоение изделия 2 РС шло с большим отставанием от намеченных сроков.
     В 1963 году правительство выпустило постановление о сокращении тем по опытной тематике. Работы по теме 2 РС были прекращены, ОКБ-256 упразднено, площади корпуса № 2 переданы заводу, МКБ «Радуга» и филиалу ОКБ-52 (главный конструктор В. Н. Челомей).



     П-15 - противокорабельная крылатая ракета морского базирования с жидкостным ракетным двигателем и пороховым стартовым (СПРД-30), с автономной системой управления + ТГСН или АРЛГСН.
     Планер - цельнометаллический монокок, среднеплан с крылом и оперением малого удлинения. Впервые было спроектировано и освоено производством раскладывающееся в полете крыло.
     Крыло в двух вариантах: клепаное и литое (изготовленное новым прогрессивным методом - методом выжимания тонкостенных панелей). Обтекатель из радиопрозрачного стеклотекстолита АСТТ и полистирола ПС-1. Баковый отсек сварной конструкции, сделанный из материала Д-20, вставной бак для окислителя - из АМГ-3. Основные применяемые материалы: Д-16Т, Д-20, АМГ-6, ЭИ-654, 30ХГСА, АМГ-3.
     Особой новизной в технологии изготовления крыльев ракеты явился метод выжимания тонкостенных панелей. Идея и первичные разработки этого метода принадлежат Е. С. Стебакову (НИАТ), который, ознакомившись с конструкцией изделия П-15, предложил отливать крылья этим методом. С большим трудом главный металлург завода А. С. Звягин и Е. С. Стебаков убедили главного инженера Ю. И. Шукста в целесообразности изготовления литого крыла вместо клепаного и в необходимости продолжения этих экспериментальных работ. Очень долго скрупулезно отрабатывалась складывающаяся «книжка» - установка для выжимания. При внедрении этого метода было много трудностей: то трещины, то ужимы, недоливы и т.п. Долго искали состав для обработки створок «книжки» перед заливкой - нашли. Стали получаться отливки, но при термической обработке их сильно коробило - терялся контур и основные размеры. Больших трудов стоило разработать цельную стальную оснастку, в которой обрезанные отливки загружались в термическую печь. После этого стали получаться отливки, не требующие механической обработки по теоретическому контуру, и изделия стали укомплектовывать крыльями в литом варианте. Это стало возможным благодаря риску и смелому решению главного инженера Шукста Юрия Ивановича, который в критический момент, еще при не отработанном до конца варианте литья, запретил делать крылья П-15 в клепаном варианте. Это ускорило процесс освоения литого варианта, хотя в то время обстановка с плановыми поставками была критической. В последующие годы авиационный завод в г. Арсеньеве, куда мы передали техническую документацию на серийные поставки П-15, выпускал изделия только с литыми крыльями. В
      1960 году изготовление агрегатов методом выжимания экспонировалось на ВДНХ, где авторам-разработчикам была присуждена серебряная медаль, а исполнителям этого метода были вручены призы и премии (В. Д. Чекушенкову, Ю. И. Шуксту, А. С. Звягину). Был награжден медалью ВДНХ и А. Я. Березняк, много сделавший для успеха этой работы.



     КСР-2 - авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД-С 5.6.000) и с автономной системой управления + АРЛГСН.
     Фюзеляж цельнометаллический, сигарообразный, крыло цельнометаллическое с работающей обшивкой, складывающееся при хранении и транспортировке (заимствовано у КСС).
     Обтекатель сотовый, из стеклоткани (два слоя сот толщиной по 4 мм и один - 2,5 мм, суммарная толщина - 12 мм). Основные материалы: Д16А-Т, ЭИ-654 (бак окислителя), АМГ-6 (бак горючего), литые узлы из АЛ-5, АЛ-9, АЛ-19, особо нагруженные - из стали 30ХГСА. Ракета изготовлялась по кооперации со Смоленским авиационным заводом. Некоторые агрегаты ракеты КСР-2 имели значительное количество новых узлов с применением деталей из пластмасс и некоторых стекловолокнитов.



     КСР-II - по отношению к КСР-2 имеет следующие отличия:
     - автономная система наведения с ПРЛГСН;
     - изменены:
           - расположение узлов подвески,
           - конструкция забора в баках,
           - внутренний каркас ГЧФ и ХЧФ;
     - введены дополнительные узлы подвески к носителю.



     П-7 (А-7) - противокорабельная ракета морского (ПЛ) базирования. Старт надводный. Система наведения - инерциальная.
     Двигатели: маршевый - ВРМД (подвешен снизу фюзеляжа), стартовый - СПРД.
     Планер - высокоплан, цельнометаллический, клепаной конструкции. Передний обтекатель радиопрозрачный, сотовой конструкции. Основные применяемые материалы: Д16, АМГ, 30ХГСА. Большая номенклатура крупногабаритного цветного литья МЛ-8. Фюзеляж имеет сложный аэродинамический контур. Бак крупногабаритный, клепаный. Испытание ракета прошла, но не была принята на вооружение, так как старт с ПЛ был надводный.
     Для производства ракеты А-7 были организованы цех по изготовлению деталей из неметаллов, цех агрегатной сборки. Был спроектирован и внедрен перегрузочный стенд для испытаний изделий.
     Было освоено производство мягких баков. А в 1962 году была внедрена панельная сборка баков.
     В конце 1960 года при освоении изделия А-7 началось внедрение новой технологии изготовления крупногабаритного литья из магниевых сплавов. Такого сложного и больших размеров литья цех № 12 никогда еще не выполнял - сложные рамы, ниша для бортовых разъемов, балки шар-баллонов и др. Некоторые детали имели толщину стенок до 4 мм.
     Размещение заказов на литье головной партии изделий на специализированном литейно-механическом заводе города Балашиха успехом не увенчалось: они отказались лить в землю такое крупногабаритное и сложное (все в стержнях) тонкостенное литье без последующей механической обработки.
     Освоение такого литья стало трудным экзаменом для работников цеха № 12. Начальником цеха был в то время Леженин Виктор Николаевич.
     С целью отработки модельной оснастки было проведено много экспериментальных отливок. При этом пришлось полностью переоборудовать цеховую земляную лабораторию и провести реорганизацию участка формовки магниевого литья. К этому времени из-за стесненных условий назрела необходимость выделения кузницы из здания, где находилось литейное производство. Были составлены технические требования на новую кузницу и выдано Гипроавиапрому задание на ее проектирование.
     Работы по освоению магниевых отливок велись круглосуточно, но с аккордной системой оплаты труда всех, кто непосредственно принимал участие в освоении литья. Доработку модельной оснастки приходилось производить на ходу, иногда прямо в цехе № 12. К концу марта 1961 года новый технологический процесс был полностью освоен, и пятнадцать комплектов этих сложных отливок были сданы вовремя и без дефектов. Затем в цехе № 13 была организована пропитка магниевого и алюминиевого литья герметизирующим лаком.
     В 1962 году новый кузнечный корпус вводится в эксплуатацию, кузнечное производство цеха № 12 переводится в новый корпус, а на освободившихся площадях цеха организуется расширенный участок крупногабаритного магниевого литья для изделий А-7, Х-22, Х-20 и др.