VI-4.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ, РАКЕТ
И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП),
ОСВОЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ДМЗ С 1951 г. ПО 1996 г.,
И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



      85 РУ - противолодочная ракета морского базирования, несущая на пилоне боевую часть - торпеду. Стартовый двигатель - РДТТ (85РСД), маршевый двигатель - РДТТ (85РМД). Система управления - РК. Планер - цельнометаллический, свободно несущий моноплан со среднерасположенным крылом. Основные применяемые материалы: АЛ-19, АМГ-6, АЛ-19Т, сталь 30ХГСА.
     Наиболее трудной проблемой при освоении этого изделия оказались поиски надежной защиты деталей, агрегатов собранного изделия от коррозии в условиях морской атмосферы, морского тумана. Например, балки АПУ хромировались на толщину 50-60 мкм с последующей зачисткой (механической шлифовкой 35-45 мкм). При этом часто получались прополировки до основного металла, которые не отличить простым глазом без медной пробы. Введением (по просьбе производства) дополнительного фосфатирования балок, после которого стальные участки становились темно-серыми, а хромированные поверхности - светло-серыми, брак балок с прошлифовыванием хрома был исключен. Само же фосфатирование дополнительно еще усилило защиту балок от коррозии.



     Изделие 105 (1965-1971 гг.) - аналог орбитального самолета системы «Спираль», состоящей из самолета-разгонщика с максимальной скоростью полета, соответствующей числу М=5, и второй ступени в виде орбитального самолета с ракетным ускорителем (105).
     В 1965 г. коллектив нашего завода был подключен к выполнению космических программ. Первая в нашей стране многоразовая двухступенчатая воздушно-космическая система «Спираль», разрабатываемая в ОКБ А. И. Микояна под руководством главного конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, представляла собой мощный сверхзвуковой самолет-разгонщик и стартующий с его «спины» на высоте 20-30 км при помощи ракетного ускорителя орбитальный корабль-ракетоплан. После завершения работ на орбите ракетоплан должен был возвратиться на Землю, планируя в атмосфере, и приземлиться на грунтовый аэродром. Эта интереснейшая разработка так и осталась до конца не завершенной.
      В плане решения первых этапов программы «Спираль» заводу было поручено изготовление аналогов орбитального ракетоплана. Аналог для исследования в полетах на дозвуковой скорости получил кодовое обозначение 105.II. Он представлял собой широкофюзеляжный аппарат, спроектированный по схеме «несущий корпус - бесхвостка» с поворотными крыльями до 45( от вертикальной плоскости. Взлетный вес самолета - около 10 тонн, длина - 8 метров, размах крыльев - 7,4 метра. Нижняя часть фюзеляжа изготавливалась из ниобиевого сплава. Носок крыла, элероны и киль - из титанового сплава ОТ4-1, крылья из стали ВНС-2, кабина - из сталей ВНС-2 и ВНС-4, верхняя часть фюзеляжа - из алюминиевого сплава Д-19.
     Был создан филиал ОКБ А. И. Микояна, который возглавил Петр Абрамович Шустер. Начальником филиала ОКБ назначили Ю. Д. Блохина, а его заместителем - Д. А. Решетникова. Главным конструктором был Г. Е. Лозино-Лозинский.
     Для оперативного решения конструкторско-технологических вопросов по изделию 105 была сформирована комплексная бригада, в состав которой вошли: А . И. Пушкин, А. А. Шувиков, Н. И. Кошкин, Ю. Исаков, В. В. Скрылев, П. В. Зайцев, А. Н. Беляков. Изделие 105, аналог орбитального самолета системы «Спираль».
     При контроле технической документации на ферму изделия 105 были выявлены, с точки зрения комплексной бригады, грубые экономические и временные просчеты проектантов. Ферма состояла из нескольких десятков узлов, каждый из которых принимал от четырех до семи направлений усилий от звеньев фермы. По документации эти сложнейшие узлы предусматривалось изготавливать из новой стали ВКЛ-3 литьем в кокиль. Бригада посчитала это экономически необоснованным и предложила выполнить узлы по варианту механосборочной конструкции. Разработчики не согласились. Решили обсудить этот вопрос с сотрудниками ВИАМ и НИАТ, предложившими изготовление сложных узлов литьем в кокиль. Много и долго спорили, но в конечном итоге приняли дубненский вариант.
     Подобных споров было много: и по снижению трудоемкости изделия, и по повышению его технологичности. И в большинстве случаев главные конструктора поддерживали предложения наших специалистов, я бы сказал - специалистов высокого класса.
     Определенную сложность в изготовлении фермы составило также требование технической документации по обеспечению минимальной угловой и линейной деформации при сварке связей фермы с узлами. Для выполнения этого требования было изготовлено оригинальное приспособление для сборки, сварки и контроля пространственных узлов фермы (авторы А. Пушкин, Ю. Исаков, В. Скрылев). С этой же целью внедряется установка для автоматической сварки стыков труб непосредственно на ферме в любом пространственном положении стыка.
     Кроме этого, для обеспечения ручной аргонно-дуговой сварки элементов кабины и фермы был изготовлен оригинальный поворотный стапель для сборки всего фюзеляжа изделия (по типу стапеля для самолета МИГ-25).
     Большой вклад в освоение этого изделия на этапе подготовки производства внесли: А. И. Пушкин, А. П. Артеменко, М. И. Слепнев, Н. И. Кошкин, Н. А. Романов, В. Н. Мальков, П. В. Семенов и на этапе производства - П. В. Суворин, Е. И. Синицын, Г. М. Гареев, В. Ф. Поляков, А. В. Высоков, А. Н. Беляков, И. И. Дендеберя, Г. А. Хрустова.
     Коллектив филиала ОКБ и завода с энтузиазмом работал над этой интереснейшей темой, но в 1971 году, в связи с началом разработки системы «Энергия-Буран», она была приостановлена. Но тем не менее на заводе были изготовлены: комплект составных частей планера (головная часть фюзеляжа, консоль крыла с элеронами, киль с рулем направления, створка воздухозаборника, тормозные щитки) для тепловых испытаний, планер аналога для статических испытаний и летный экземпляр. На испытаниях в режиме планирования он показал хорошие аэродинамические качества и надежность всех своих систем.
     После остановки темы аналог самолета разместили в музее авиации г. Монино.
     В настоящее время НПО «Молния» продолжает разработку двухступенчатой системы на базе самолета «Мрия» по схеме системы «Спираль», считая, что подобная система обладает лучшими тактико-техническими характеристиками и значительно экономичнее системы «Буран» и «Шатл».



     Ракета Х-45 - авиационная ракета класса «воздух-поверхность» для самолета-носителя Т4М. Данная ракета разрабатывалась с целью подтверждения возможности создания высокоточной ракеты класса «воздух-поверхность» с гиперзвуковой скоростью полета. Испытания ракеты должны были проводиться на самолете Т4М (Т4), способном совершать длительный полет со скоростью до 3 500 км/час.
     Ракета Х-45 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и оперения, что обеспечивало высокие маневренные характеристики.
     По результатам исследований для ракеты Х-45 была выбрана наиболее оптимальная с точки зрения энергетики траектория полета, что позволило применить простую двигательную установку с однокамерным ЖРД.
     Для обеспечения высокой точности попадания, решения сложных задач управления и стабилизации в широком диапазоне режимов полета впервые для ракет класса «воздух-поверхность» была создана инерциальная система навигации и управления на базе гироинерциальной системы и бортовой цифровой вычислительной машины, обладающая широкими возможностями по комплексированию с головками самонаведения.
     Применение на борту ракеты гироинерциальной системы и цифровой вычислительной машины потребовало создания на заводе специализированных участков по контролю и отработке цифровой техники, освоения технологии пайки кабельных соединений с применением бифилярных проводов, новых типов соединителей и соответствующей переквалификации работников, что явилось существенным этапом подготовки к освоению последующих типов ракет.
     На ракете Х-45 в качестве основных конструкционных материалов были применены: нержавеющая сталь ЭИ-654 (баки), титановый сплав ВТ-20 (отсеки ГЧФ, ХЧФ, крыло, оперение); отдельные силовые элементы изготавливались из высокопрочных сталей 12Х2НВФА, 30ХГСА, стали ВНС-3, титановых сплавов ОТ4-1, ОТ-4, ВТ-5, ВТ5-1, ВТ5-Л и магниевого сплава МЛ-10.
     В процессе разработки ракеты ведущими специалистами МКБ и завода были найдены и экспериментально отработаны ряд оригинальных конструкторско-технологических решений, позволивших существенно упростить и облегчить конструкцию, среди них: рулевая рама с ободом из сплава ВТ5Л и крестовиной из сплава МЛ-10 (А. З. Чучалов, Ю. Ф. Четвериков, М. А. Борисова, А. А. Быков); съемные панели теплозащиты баков из сплавов ОТ-4 и базальтовым волокном типа Б (А. А. Осоченко); тоннельные трубы для прокладки коммуникаций в баках (В. М. Куликовский, М. З. Эйдлин, О. В. Мельников); быстросъемное крепление переднего обтекателя с грузовым отсеком с помощью стяжного хомута (О. В. Мельников, Г. Ф. Четвериков).
     Одной из сложнейших проблем при разработке ракеты Х-45 была проблема создания термопрочного, эрозионностойкого радиопрозрачного обтекателя. Поиски, исследования, эксперименты проводились совместно специалистами МКБ, завода, ВИАМ, ВНИИСПВ( (Г. А. Дмитренко, С. А. Куманькова, В. В. Скворцов, Л. Е. Курилова, И. В. Пугачева, Г. А. Осыкин, Е. С. Панов, В. С. Зименков, В. В. Павлов, В. Н. Поташова, В. Н. Булгаков, Р. В. Райков, Н. В. Кожухова). В результате проделанных работ была создана и отработана двухслойная монолитная конструкция, включающая в себя:
- силовой слой из стеклотекстолита СК-9ФАК на основе кварцевой ткани и кремнийорганического связующего К-9ФА;
- эрозионностойкий слой из стеклотекстолита СК-4К на основе многослойного цельнотканого кварцевого чехла (специально разработанного специалистами ВНИИСПВ) и кремнийорганического связующего К-4;
- отработан и внедрен усовершенствованный прогрессивный метод изготовления - метод пропитки под давлением (с противодавлением).



     Х-58 - авиационная противорадиолокационная крылатая ракета с системой наведения ПРЛГСН для фронтовой авиации.
     Двигатель - РДТТ (хвостовая часть планера).
     Фюзеляж - отсечный, цельнометаллический, сварной конструкции, с Х-образным расположением крыла и управляемым оперением.
     По разъемам агрегатов применены быстроразъемные соединения клиновидно-шпоночной конструкции. Основной материал: ОТ4-1 (крыло, оперение), сталь 30ХГСА (силовой набор), АТМ-9 и герметик УЧ-21 (наружная теплоизоляция, устанавливаемая методом горячего прессования).
     Крыло и оперение цельносварной конструкции. Обшивка и нервюры из ОТ4-1. Передний обтекатель с приклепанной радиопрозрачной частью, несущей внутреннее посадочное место под аппаратурную балку.
     Наружная поверхность консолей крыла, оперения, гаргрота, часть отсека БЧ и поверхность двигателя ракеты окрашены эмалью алюминиевого цвета. На остальную поверхность фюзеляжа, имеющую тепловую защиту, нанесен слой герметика. Гаргрот имеет внутри теплозащитное покрытие.



     Самоходная пусковая установка комплекса «Рубеж», смонтирована на автомобильном шасси МАЗ. Боевой пост управления сделан из материала АМГ-6 и АМГ-3, цельносварной конструкции с аппаратурой и устройством для выдвижения антенн. Внутри теплоизолирован, оборудован приточно-вытяжной вентиляцией.
     Пусковая установка изготавливалась в основном на базе ранее освоенных технологических процессов производства.



     Авиационная крылатая ракета Х-59М класса «воздух-поверхность» для фронтовой авиации. Система управления ракетой - телевизионно-командная. Двигатель турбореактивный. Фюзеляж цилиндрической формы с оживальной носовой частью и Х-образным расположением крыла.
     Все агрегаты фюзеляжа стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек - из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9. Контейнер для аппаратуры управления полетом ракеты Х-59М состоит из четырех отсеков цилиндрической формы. Носовой и хвостовой обтекатели имеют радиопрозрачные коки и приклепаны к «юбкам», выполненным из материала Д-19. Рамы сделаны из материала ЭИ-654, каркас из ВКЛ-3 и 12Х2НВФА, обшивка из Д-19.
     Из новых технологических процессов, освоенных при изготовлении этого изделия, внимания заслуживает техпроцесс по заливке гаргрота пенопластом ПУ-10/т в жесткой прессформе с установленными жгутами и разъемами.