VI-5.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ, РАКЕТ
И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП),
ОСВОЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ДМЗ С 1951 г. ПО 1996 г.,
И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



      3М-80 («Москит») - противокорабельная крылатая ракета морского базирования, оборудована системой навигации и автоматического управления + комбинированной радиолокационной активно-пассивной головкой самонаведения. Двигатели: маршевый - прямоточный воздушно-реактивный (ПВРД), стартовый - РДТТ, размещенный в камере сгорания маршевого ПВРД.
     Фюзеляж - тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. Крыло и оперение складывающиеся, сделанные из материала ОТ4 и ОТ4-1, лонжероны - из ВКЛ-3. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника и воздуховоды. Передний обтекатель с радиопрозрачным коком (трехслойный обтекатель из стеклоткани СКАН-Э на связующем материале К-9-70). Обшивка и промежуточный набор выполнен из ВТ-5, баковый отсек - из нержавеющей стали, лонжероны - из ВКЛ-3, гаргрот - из стеклоткани Т-10 на связующем К-9-70. Воздуховоды сварной конструкции - из материала ОТ4-1, ОТ4.
     «Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает скорость звука в два раза (число М>2 - это 2 800 км/час!). От «Москита» невозможно уклониться. Противник заметит ракету всего за 3-4 секунды до ее встречи с бортом собственного корабля. За две секунды спасти корабль - совершить противоракетный маневр или сбить «Москит» противоракетой - невозможно. На конечном участке траектории полета ракета 3М-80 летит «змейкой» на предельно малой высоте над уровнем моря.



     Авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». Система управления ИНС + коррекция по рельефу местности. Двигатель выдвигаемый - ТРДД, планер - цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль - один раз, стабилизатор - дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком.
     Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. Сложность бакового отсека предопределяла большой цикл сборки планера.
     Обтекатель ракеты изготавливался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70. Обтекатель монолитный.
     Изготовлению и испытанию опытной партии ракет Х-55 уделялось особое внимание как со стороны МАП (ответственный И. С. Силаев), так и МКБ «Радуга» (ответственный И. С. Селезнев). Работы были выполнены в очень короткие сроки и строго по первоначальным графикам.



     Х-15 - ракета класса «воздух-поверхность». Система управления инерциальная. Двигатель твердотопливный, двухкамерный. Планер бескрылой конструкции с управляемым консольным поворотным оперением. Грузовой и приборный отсеки цельносварной конструкции из материалов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.
     Рули полностью поворотные, изготовлены из материала ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.
     При освоении этого вида ракеты в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
     Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки.
     Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
     Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП - крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
     В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова.
     Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.

     В восьмидесятых годах МКБ «Радуга» и завод проводили большие работы по модификации ракет Х-55, Х-22, Х-58, Х-59 и многих других.