VI-6.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ, РАКЕТ
И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП),
ОСВОЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ДМЗ С 1951 г. ПО 1996 г.,
И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

     С начала своего создания коллектив завода выпускал не только оборонную продукцию, но также товары народного потребления и гражданскую продукцию.



ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ


     Для производства товаров народного потребления на заводе был построен специальный корпус № 105, в котором основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы. Среди товаров народного потребления основной удельный вес составил выпуск детских колясок. Только с 1953 года по 1990 год их было выпущено 4,5 миллиона штук. В 1989 году ежедневный выпуск детских колясок достиг тысячи штук.



Первая модель детской коляски, выпущенной на ДМЗ.

     В 1977 году модель детской коляски была удостоена высшей награды ВДНХ - золотой медали и государственного Знака качества. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам. Ему поручается проведение испытаний всех видов детских колясок, производимых пятьюдесятью двумя заводами страны.



Коляска модели 80-х годов

     Активно развивались и пути сотрудничества завода со всемирно известным производителем детских колясок - фирмой «Цекива» (Германия).
      Было разработано сто пятьдесят шесть видов товаров народного потребления, освоено производством - девятнадцать: коляски, этажерки, кресла-качалки, полки, столы дачные, спутниковые антенны, фурнитура и другие. Разработчиком этих товаров было конструкторское бюро ТНП, руководимое главным конструктором А. Н. Низовцевым. В 1990 году удельный вес годового выпуска товаров народного потребления из расчета на один рубль заработной платы каждого работника завода составил 1,54 рубля. Планом дальнейшей работы предусматривалось увеличить этот показатель до трех рублей. Из этого следует, что коллектив завода свой оборонный профиль продуктивно сочетал с решением задач, направленных на повышение благосостояния народа.



ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

     Заводы авиационной отрасли периодически подключались к решению задач и в химической и в легкой промышленности. Так, во времена Н. С. Хрущева нашему заводу было поручено проектирование (ответственное МКБ «Радуга») и изготовление (ответственный ДМЗ) выдувного агрегата АВ-68 по английскому образцу. Этот агрегат предназначался для изготовления деталей, емкостей, игрушек из полиэтилена низкого давления.
     Работа по проектированию и изготовлению была хорошо организована. Создали специальную бригаду, в которую вошли работники МКБ «Радуга» и завода (В. И. Зернов, Г. С. Полищук, Г. А. Савельев, А. И. Пушкин, Ю. В. Румянцев). Эта бригада изучила опыт специализированных организаций по созданию подобного оборудования и внесла в образец целый ряд усовершенствований. После изготовления опытного образца агрегата он прошел государственные испытания, которые показали, что полученный опытный агрегат имеет существенно лучшие эксплуатационные характеристики и его производительность в полтора раза выше производительности исходного образца.
     В дальнейшем документацию передали на один из харьковских заводов для последующего тиражирования.

     В конце восьмидесятых годов заводу поручается воспроизвести для легкой промышленности агрегат релаксации и сушки (АРИС) по лицензии ФРГ.
     Переработка технической документации осуществлялась комплексной бригадой, организованной из ведущих специалистов МКБ «Радуга» и ДМЗ. Техническая документация была оперативно переработана применительно к условиям нашей страны. Был изготовлен опытный образец и небольшая установочная партия для поставок. На Ивантеевской фабрике успешно прошли его испытания, но поставка потребителям шла с большими трудностями, так как Министерство легкой промышленности, помимо размещения заказа на изготовление АРИСа авиационной отрасли, умудрилось заказать их и по импортным поставкам.

     Долгие годы наш завод изготовлял и выпускал контейнеры (К-3, К-9, МСРП-12, МСРП-64) для самописцев, так называемые «черные ящики», а летчики называли их еще «ябедниками». В случае аварии самолета контейнер сохранял от воздействия высокой температуры и ударов записи самописцев, несущих необходимую информацию о процессе полета. Технологические процессы их изготовления были хорошо отработаны, и поставка контейнеров осуществлялась большими партиями.

     Разнообразие продукции, которую выпускал наш завод, начиная с самолетов, ракет, товаров народного потребления, гражданской продукции, говорит о больших технологических возможностях такого производственного комплекса, каким являлся Дубненский машиностроительный завод.




О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССАХ КОНВЕРСИИ

     Начиная с 1990 года систематическое снижение объемов и номенклатуры оборонной продукции заставило коллектив завода искать новые заказы как по товарам народного потребления, так и по другой продукции. Так, в начале 1991 года был установлен контакт с фирмой П. О. Сухого в целях организации изготовления на заводе спортивного самолета СУ-29.



      СУ-29 - двухместный спортивно-пилотажный самолет акробатической категории.
          
Масса пустого самолета - 790 кг
          Взлетная масса (макс.) - 1 220 кг
          Полная вместимость топливной системы - 276 л
          Дальность полета - до 1 000 км
          Потолок - 4 000 м
          Посадочная скорость - 120 км/час
          Максимальная скорость - 380 км/час

     Конструкторскую документацию на СУ-29 завод получил в 1992 году, а к концу 1993 года самолет был построен, и 30 декабря 1993 года состоялся его первый испытательный полет. Но акционерное общество «Передовые технологии Сухого» с 1993 года прекратило финансирование подготовки производства и авансирование ДМЗ по договорам на поставку самолетов. Это обстоятельство поставило завод перед объективной необходимостью прекращения выпуска СУ-29. И только политика руководства завода, направленная на сохранение на ДМЗ авиационной технологии, позволила в течение двух труднейших лет для завода сохранить производство самолета СУ-29 и изготовить семь самолетов за счет собственных средств. С середины 1995 года с Министерством обороны и ВВС ведутся переговоры о включении СУ-29 в государственный оборонный заказ.
     Руководителем программы СУ-29 был В. А. Костырев.



     Одноместный самолет «Шмель». В апреле 1993 года с ОКБ «Тайфун» был заключен договор на изготовление опытной партии самолетов «3-1 Шмель». Одноместный самолет «Шмель» относится к категории сверхлегких летательных аппаратов и предназначен для перевозки грузов, почты, патрулирования лесов, газопровода, химической и биологической обработки посевов и других работ. Самолет «Шмель».
     Фюзеляж самолета представляет собой цельнометаллический полумонокок с набором шпангоутов и работающей обшивкой. Основой конструкции крыла является силовой набор, состоящий из двух лонжеронов и набора нервюр. Носовая часть крыла имеет жесткую обшивку из алюминиевого сплава. Остальная часть крыла обтянута перкалью.
     Эксплуатация самолета может осуществляться в условиях грунтовых взлетно-посадочных полос.
     Первый изготовленный самолет при испытаниях показал отличные эксплуатационные данные. Но финансирование производства этого самолета пока не определено.
     На базе этого самолета был изготовлен новый образец - двухместный многоцелевой самолет «Дубна-2» с повышенными эксплуатационными характеристиками.



     Двухместный многоцелевой самолет «Дубна-2» имеет следующие характеристики:
          Дальность полета - 500 км
          Высота полета - 4 000 м
          Скорость полета - 165 км/час
          Скорость посадочная - 75 км/час
          Мощность двигателя - 80 л.с.
          Масса взлетная - 575 кг
          Полезная нагрузка - 30 кг
          Расход топлива - 13,5 л/час
          Запас топлива - 70 кг

     К самолету «Дубна-2» имеется повышенный интерес покупателей, но отсутствует финансирование этого производства. (Руководитель программы В. Г. Животов).



     Кузов вездехода «Трэкол». В III кв. 1994 г. завод приступил к изготовлению кузовов вездеходов разработки НПФ «Трэкол» (транспорт экологический). Кузов (теплоизолированный, с проложенными жгутами и посадочными местами под все оборудование) предназначается для сборки вездехода на производственных площадях фирмы разработчика.
     Вездеход представляет собой автомобиль с шестью ведущими колесами на уникальных шинах сверхнизкого давления. Он обеспечивает всесезонные перевозки пассажиров, грузов по всем видам дорог и местности, в том числе по заболоченным участкам, оттаявшей тундре, песку, снежной целине и т.п.
     В настоящее время изготовлена установочная партия кузовов и проводится подготовка производства с целью его расширения.



     Печи для бани и сауны. К серийному производству печей для русской бани и сауны завод приступил в 1996 году. Печь имеет прекрасный дизайн. Бак и экран топки выполнены из нержавеющей стали, обработанной под «мороз».



     Лопасти винта СВ-34. В июне 1992 года была начата подготовка к серийному производству лопастей винта СВ-34 из композиционных материалов для самолета ИЛ-14. Данная программа потребовала освоения целого ряда прогрессивных технологических процессов, уникального автоматизированного оборудования с применением вычислительной техники, новых подходов в организации производства и системы качества.
     Среди этих процессов можно выделить:
- полуавтоматическую установку для пропитки изделий из композиционных материалов;
- установку для контроля геометрии лопасти;
- автоматизированную систему и оборудование для задания и контроля температуры полимеризации;
- систему тепловизионного контроля;
- рентгено-телевизионную установку.
     К разработке и изготовлению были подключены ведущие научно-исследовательские институты России - НИАТ, НИИД, НИИТ. К середине 1996 года подготовка серийного производства была завершена. В настоящее время идет уточнение государственной программы по финансированию и срокам поставки.



     Система «Горизонт-19». В январе 1989 года завод по документации, представленной Ассоциацией делового сотрудничества в области механической конструкции для электронного оборудования «Механика», изготавливает систему «Горизонт-19» с учетом требований международных стандартов МЭК и НСО (руководитель В. Г. Корнеев).
     За небольшой промежуток времени система «Горизонт-19» была поставлена министерствам и ведомствам народного хозяйства и оборонного комплекса, в Государственную Думу, в Совет Федерации, правительству РФ.



     Многоцелевой самолет-амфибия Р-50 «Роберт» - многоцелевой шестиместный самолет-амфибия (главный конструктор НПП «Лат» Ю. А. Усольцев). В настоящее время ведется подготовка производства к выпуску самолета, но его финансирование пока не определено.

     Характеристики самолета:

          Взлетный вес - 2 400 кг
          Силовая установка - 2 х 210 л.с.
          Длина самолета - 11,3 м
          Размах крыла - 15,4 м
          Экипаж + пассажиры - 1 + 5 чел.
          Крейсерская скорость - 245-260 км/час
          Посадочная скорость - 112 км/час
          Дальность полета - 1 100 км
          Мореходность - волна 0,5 м

     Коллектив завода освоил выпуск продукции и не авиационного профиля: спутниковые антенны, заводы по производству сахара и другую продукцию.

     Следует отметить, что коллектив АООТ «ДМЗ» принимал все меры к тому, чтобы широко использовать ранее освоенные прогрессивные технологии и все свои производственные возможности, но главным препятствием на этом пути являлось отсутствие финансирования и инвестиций.