А. Н. ЕЛЕЦКИЙ

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ АВИАЦИИ

(важнейшие факты)

 

От автора

     В 1946-1951 годах мне довелось принимать участие в создании самолета 346. Этот необычный самолет - лаборатория со стреловидным крылом и ЖРД - предназначался специально для исследований в области около- и сверхзвуковых скоростей.
     Совсем недавно, уже после ухода на пенсию, мне захотелось установить, какое место занимает этот самолет в истории реактивной авиации.
     Проект этого самолета и отдельные агрегаты его привезли из послевоенной Германии сотрудники фирмы "Зибель" из г. Галле. Здесь, в рабочем поселке Иваньково, в советско-германском ОКБ-2 завода № 1 МАП были выпущены рабочие чертежи и построено несколько экземпляров самолета (на основе советских норм, стандартов и материалов, с использованием новейших отечественных исследований). Было проведено большое количество безмоторных полетов, но на завершающем этапе летных испытаний (уже с работающим двигателем) самолет попал в аварийную ситуацию и разбился. Летчик спасся. История самолета 346 на этом завершилась.
     В процессе сбора материалов из справочников, книг и статей (особенно изданных в последние годы) я обнаружил много любопытного, заставившего по-иному оценить вклад ученых и изобретателей разных стран в преодоление звукового барьера.
     История техники зафиксировала проекты и изобретения энтузиастов авиации, опережавшие свое время на десятки лет, а то и на гораздо больший срок. Это поразительно.
     Свою главную задачу я видел в том, чтобы из богатейшей истории авиации отобрать и привести здесь лишь такие факты, которые имеют прямое отношение к созданию (или проектам создания) самолетов с реактивными двигателями.
     В связи с этим мне пришлось опустить множество событий, важных с точки зрения авиации вообще, в том числе и таких существенных, как успехи в области аэродинамики, прочности, создания средств спасения, приборов, разработки новых материалов и технологических процессов, бортовых систем управления и т.п. Пусть читатели извинят меня за это.
     Ограниченные возможности, которыми я располагаю, не дают мне уверенности в том, что тема освещена достаточно полно. Тем не менее главное, думаю, здесь не упущено.
     В заключение хотел бы выразить глубокую признательность за содействие в этой работе моим добрым друзьям и коллегам, и в первую очередь Г.А.Савельеву, П.Н.Обрубову, В.К.Агееву, супругам А.Б. и В.Г.Габленко.

26 июля 1997 г.


Принятые сокращения

АТ  -  аэродинамическая труба
ВРД  -  воздушно-реактивный двигатель
ВРДК  -  воздушно-реактивный компрессорный двигатель
ГТД  -  газотурбинный двигатель
ГТУ  -  газотурбинная установка
ДУ  -  двигательная установка
ЖРД  -  жидкостный ракетный двигатель
ЛА  -  летательный аппарат
М  -  число Маха (Vполета/Vзвука)
МАП  -  Министерство авиационной промышленности
НИИ  -  научно-исследовательский институт
НИОКР  -  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
НКАП  -  наркомат авиационной промышленности
ОКБ  -  опытное конструкторское бюро
ПВРД  -  прямоточный ВРД
ПД  -  поршневой двигатель
ПуВРД  -  пульсирующий ВРД
РД  -  реактивный двигатель
ТВД  -  турбовинтовой двигатель
ТРД  -  турбореактивный двигатель
ТРДД  -  турбореактивный двухконтурный двигатель
ТРДФ  -  ТРД с форсажной камерой
ТТТ  -  тактико-технические требования

Список использованной литературы

 1.
   Авиация в России. Справочник. Под ред. Г.С.Бюшгенса и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988.
2.
   Авиация. Энциклопедия. Гл. ред. Г.П.Свищев - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
3.
   Андреев И.А. Боевые самолеты. - М.: "Книга и бизнес" и др., 1992.
4.
   Арлазоров М.С. Конструкторы. - М.: Сов. Россия, 1975.
5.
   Арлазоров М.С. Артем Микоян. - М.: Молодая гвардия, 1978.
6.
   Арлазоров М.С. Дорога на космодром. - М.: Политиздат, 1980.
7.
   Виноградов Р.И., Минаев А.В. Краткий очерк развития самолетов в СССР. - М.: Воениздат, 1956.
8.
   Воронков Ю., Зрелов В., Кувшинов С., Михельс Ю. Германские авиационные специалисты в СССР. Судьба и работа. 1945-1954 гг. Том I. - Россия-Германия, 1996.
9.
   Гай Д.И. Небесное притяжение. - М.: Моск. Рабочий, 1984.
10.
   Григорьев А.Б. Альбатросы. Из истории гидроавиации. - М.: Машиностроение, 1989.
11.
  Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в Росии. - М.: Машиностроение, 1981.
12.
   Исаев А.М. Первые шаги к космическим двигателям. - М.: Машиностроение, 1978.
13.
   Кербер Л.Л. Ту - человек и самолет. - М.: Сов. Россия, 1973.
14.   Космонавтика СССР. - М.: Машиностроение, Планета, 1986.
15.
   Кузьмина Л.М. Генеральный конструктор Павел Сухой. - М.: Молодая гвардия, 1983.
16.
   Кузьмина Л.М. Огненное сердце. - М.: Моск. Рабочий, 1983.
17.
   Мишин В.П. Из Германии - в Капустин Яр. - "Известия", 8 апреля 1991 г.
18.
   Моисеев В.А. Союз крылатых. - Киев, Политиздат Украины, 1989.
19.
   Отчет о летных испытаниях самолета 346 с ЖРД 109-510. Часть I-я (Утвержден 25.10.1952 г.).
20.
   Рабкин И.Г. Время, люди, самолеты - М.: Моск. Рабочий, 1985.
21.
   Самолеты Страны Советов. 1917-1970. Под редакцией Б.Л.Симакова. - М.: ДОСААФ, 1974.
22.
  Соболев .Д.А. История самолетов. 1919-1945 гг. - М.: РОССПЭН, 1997 г.
23.
   Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1978.
24.
   Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950. - М.: Машиностроение, 1978.
25.
   Шахурин А.И. Крылья победы. - Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1985.
26.
   Яковлев А.С. Цель жизни. (Записки авиаконструктора). - М.: Политиздат, 1966.
27.
   Яковлев А.С. Советские самолеты. - М.: Наука, 1978.
28.
   Flug Revue + Flugwelt International, 1970, №№ 4, 5 и 10; 1977 № 7.
29.
   Gunston Bill. The Anatomy of Aircraft. - Longmeadow Press, 1990.
30.
   Michels Jurgen, Werner Jochen. Deutsche Luftfahrt Ost, 1945-1990, Bonn, Verlag Bernard und Grote, 1994.