ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ, ПРИВЕДШИЕ К СОЗДАНИЮ РЕАКТИВНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(1941-1944 гг.)

Весна 1941  -  Ме-163, поднятый на высоту, совершил первый планирующий полет. Летом 1941 г. два образца самолета были испытаны с новыми ЖРД Вальтер HWK-RII 203B (с тягой 750 кгс). 2.10.1941 г. на этом самолете впервые была достигнута скорость 1003 км/час (на высоте 3600 м).
1941  -  В ОКБ Хейнкеля создан истребитель с двумя ТРД.
1941  -  В США из Англии поступили чертежи и опытные образцы ТРД Уиттла.
22.04.1941  -  А.М.Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного ТРД. Изобретение сделано на основе исследований, начатых еще в 1937 г. (СССР).
15.05.1941  -  Первый полет опытного истребителя Глостер Е-38/39 - первого экспериментального самолета с ТРД W2B Френка Уиттла (Великобритания).
Август 1941  -  Фирма "Глостер Эркрафт" (конструктор Дж. Картер) получила заказ на изготовление партии в 20 самолетов F-9/40.
25.11.1941  -  Начало летных испытаний самолета Ме-262 с двумя ТРД БМВ-003 (но эти двигатели были еще чрезвычайно ненадежны).
15.05.1942  -  Первый полет опытного истребителя-перехватчика БИ с ЖРД Л.С.Душкина (летчик Г.Я.Бахчиванджи). Самолет разработан А.Я.Березняком и А.М.Исаевым в ОКБ В.Ф.Болховитинова (СССР). В июне 1942 г. началась серийная постройка самолетов БИ.
18.07.1942  -  Первый полет реактивного истребителя-бомбардировщика Ме-262 с двумя ТРД Юмо-004.
Лето 1942  -  Над территорией СССР снова начали летать самолеты группы Ровеля. На этот раз они вели разведку глубокого тыла Советского Союза. Они были недосягаемы для "МиГов", "Яков" и "ЛаГГов", так как могли летать на высоте 12 км.
01.10.1942  -  Первый полет самолета Белл Р-59 "Эркомет" (США) - первого опытного самолета с ТРД фирмы "Дженерал Электрик", выпускавшей двигатели по лицензии Френка Уиттла. В 1944 г. этот самолет был запущен в серию (было изготовлено 30 экземпляров), но из-за невысоких летных данных в боевых действиях участия не принимал (хотя в США на него возлагались большие надежды).
1942  - 

Начало госиспытаний дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 конструкции В.М.Мясищева. В акте о госиспытаниях 1942 г. отмечено, что это первый отечественный бомбардировщик с гермокабинами (СССР). Кроме гермокабин в конструкции самолета были применены:

  • тонкое крыло со встроенными баками - кессонами;
  • шасси с носовым колесом;
  • стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением.
05.03.1943  -  Первый полет истребителя Глостер F-9/40 - прототипа самолета Метеор-1 с двумя ТРД (Великобритания).
Август 1943  -  Первый полет истребителя-перехватчика Ме-163 и запуск его в серию. Двигатель - ЖРД Вальтер HWK 509 с тягой 1700 кгс (Германия).
Конец 1943  -  М.И.Гудков и А.М.Люлька совместно разработали проект установки ТРД РД-1 Люльки на самолет ЛаГГ-3. Хотя проект был одобрен ЦАГИ, он не был реализован, так как постройка такого самолета была признана несвоевременной.
18.02.1944  -  Создан НИИ по реактивным (ракетным) самолетам. Научным руководителем института назначен В.Ф.Болховитинов. Сюда же были переведены А.Я.Березняк и А.М.Исаев.
Весна 1944  -  Начало разработки ЖРД РД-1 конструкции А. М. Исаева. В октябре 1944 г. двигатель успешно прошел государственные стендовые испытания и был установлен на самолет БИ, совершивший с этим двигателем серию полетов (в январе - мае 1945 г.).
1944  -  В первом опытном полете бомбардировщика Хейнкель-162 с двумя ТРД Юмо-004В разбился летчик-испытатель.
Весна 1944  -  Э.Зенгер (Германия) разработал проект дальнего гиперзвукового бомбардировщика-ракетоплана, летающего у границы стратосферы с суборбитальной скоростью. Для увеличения дальности полета предполагалось использовать движение в атмосфере по волнообразной траектории.
1944  -  Начало постройки экспериментального истребителя-перехватчика "Малютка" Н.Н.Поликарпова с двухкамерным ЖРД конструкции В.П.Глушко тягой ~ 1200 кгс. Строился под те же ТТТ, что и БИ. После смерти Поликарпова (30.07.1944  г.) работы были прекращены.
Июль 1944  -  Начало эксплуатации самолета Ме-262 V1 (в варианте А-Iа). До конца войны было построено 1433 самолета разных вариантов.
1944  -  Германия применила самолеты Ме-163В и Ме-262 в боевых действиях - сначала в Италии, затем на Восточном фронте.
12.07.1944  -  Реактивные истребители Глостер "Метеор" поступили на вооружение ВВС Великобритании.
1944  -  Фирма "Мартин Бейкер" (Великобритания) на основе небольшого немецкого и американского опыта начала разрабатывать катапультируемое кресло. США в 1946 г. купили это кресло и усовершенствовали его.
Декабрь 1944  -  Первые советские самолеты-снаряды с ПуВРД, созданные в ОКБ В.Н.Челомея, прошли испытания на самолетах Пе-8 и Ту-2.