ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ, ПРИВЕДШИЕ К СОЗДАНИЮ РЕАКТИВНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(1945-1950 гг.)

Февраль 1945  -  На территории завода № 458 (в поселке Иваньково Кимрского района Калининской области) образовано ОКБ во главе с В. П. Горбуновым. Ему поставлена задача - разработать самолеты под трофейные ТРД. Но в связи с гибелью В. П. Горбунова (осенью 1945 г.) это ОКБ весной 1946  г. было расформировано.
Февраль 1945  -  По поручению правительства все советские ОКБ - создатели истребителей - приступили к разработке самолетов с ТРД.
03.03.1945  -  Экспериментальный скоростной истребитель И-250 (Н) совершил первый полет. На этом самолете конструкции А.И.Микояна была комбинированная ДУ (передний ПД ВК-107Р и вспомогательный хвостовой ВРДК). Это была переходная ступень ОКБ Микояна на пути к реактивному самолету. На И-250 была достигнута максимальная скорость 825 км/час.
Конец мая 1945  -  Во главе группы моторостроителей и работников НКАП А.М.Люлька направлен в Германию на двигательные заводы и ОКБ в Эрфурте. Он обратил там внимание на технику для испытаний ТРД и технологию изготовления деталей ТРД (особенно лопаток).
07.08.1945  -  Первый полет реактивного истребителя "Кикка" (Япония).
Октябрь 1945  -  Фирма "Де Хевиленд" (Англия) приступила к разработке экспериментального реактивного самолета ДХ-108 "Сваллоу" с целью изучения устойчивости и управляемости самолета со стреловидным крылом при больших скоростях полета. В мае 1946  г. начались летные испытания самолета, а 27.09.1946 г. он разбился.
Начало 1946  -  Запущен в серию ТРД РД-10 В.Я.Климова (ТРД создан на основе немецкого Юмо-004ВI). Устанавливался на самолетах Як-15, Як-17, Як-19, Ла-150, Ла-152, Ла-154, Ла-156, Ла-160, Су-9.
Начало 1946  -  Приняты предложения П.О.Сухого и С.В.Ильюшина о создании самолетов Су-11 и Ил-22 с ТРД ТР-1 А.М.Люльки. Су-11 - первый советский реактивный истребитель - легкий бомбардировщик с отечественным ТРД. Был построен в 1947 г., летные испытания закончил в апреле 1848 г. Ил-22 - первый реактивный самолет ОКБ Ильюшина. Первый полет 24 июля 1947 г., испытания завершились 22.09.1947   г. Оба самолета в серию не пошли.
24.04.1946  -  Первые испытательные полеты истребителей МиГ-9 и Як-15 с прямым крылом и двигателями РД-10.
Сентябрь 1946  -  Начало летных испытаний экспериментального самолета Ла-150 с ТРД РД-10 (еще с прямым крылом). Испытания не были завершены. Исследования с рядом модификаций этого самолета показали, что от схемы с прямым крылом большего добиться невозможно.
1946-1948  -  По заданию Летно-исследовательского института (ЛИИ) проводились испытания "летающих лабораторий" П.В.Цыбина. Испытания имели целью достижение околозвуковых скоростей при крутом планировании или пикировании с высоты с ускорителем. Были построены три планера с разными крыльями (с прямым крылом и с крыльями прямой и обратной стреловидности). В процессе испытаний был получен обширный экспериментальный материал большой ценности.
Ноябрь 1946  -  Прибытие на завод № 1 в пос. Иваньково двух немецких ОКБ (фирмы "Юнкерс" из г. Дессау и фирмы "Зибель" из г. Галле) - разработчиков самолетов с РД.
Конец 1946  -  ОКБ В.Я.Климова приступило к освоению производства двигателей "Дервент" и "Нин" британской фирмы "Роллс-Ройс" (по лицензии). В 1947 г. эти двигатели начали выпускаться серийно. Это РД-500 с тягой 15,6 кН (на базе "Дервента") - ставился на самолетах Як-19 и Ла-168, и РД-45 с тягой 22,3 кН (на базе ТРД "Нин") - ставился на МиГ-15, МиГ-15УТИ, Ла-168, Ла-176, Ту-12 и др. Одновременно здесь же велась разработка более мощного ТРД ВК-1 (с центробежным компрессором) на основе РД-45.
1946  -  Начало работы ОКБ А.А.Микулина над созданием ТРД. Первый такой двигатель - АМ ТКРД-01 - в 1948 г. успешно прошел государственные 25-часовые стендовые испытания. Сразу были начаты работы по его модернизации (АМРД-02).
24-27.02.1947  -  Успешно прошел государственные испытания первый советский ТРД ТР-1 А. М.Люльки. Испытательные полеты самолетов Су-11 и Ил-22 с ТР-1 начались соответственно 28 мая и 24 июля 1947 г.
16.03.1947  -  Начало летных испытаний скоростного бомбардировщика ЕФ-132 первоначально с шестью ТРД Юмо-012, затем с шестью ТРД АМ ТКРД-01. Этот самолет - разработка ОКБ-1 на заводе № 1 в Иванькове. 12.06.1948 г. работы по нему были прекращены.
Июнь 1947  -  Первый полет экспериментального самолета Ла-160 - первого советского самолета со стреловидным крылом и с двигателем РД-10Ф. Впервые были получены достоверные данные об устойчивости и управляемости самолета с таким крылом, в том числе - при высоких скоростях полета. Они были использованы при создании других отечественных самолетов.
27.06.1947  -  Первый полет первого отечественного бомбардировщика Ту-12 с двумя ТРД "Нин" (летчик А.Перелет). 3 августа 1947 г. два Ту-12 участвовали в воздушном параде в Тушино. На вооружение самолет не был принят.
1947  -  В СССР введена в эксплуатацию первая в мире аэродинамическая труба с перфорацией стенок рабочей части. Это позволило вести испытания ЛА или их моделей с непрерывным переходом через скорость звука.
1947  -  Начата разработка первого отечественного ТВД ВК-2 для самолетов ОКБ Туполева и Ильюшина. Это первый ГТД ОКБ Климова с осевым компрессором.
24.07.1947  -  Начало испытаний катапультируемого кресла разработки ОКБ Микояна на старом самолете Пе-2 (испытатель Г.А.Кондрашов).
14.10.1947  -  На экспериментальном самолете Белл Х-1 с ЖРД (США), запущенном с самолета-носителя Б-29, была впервые в мире превышена скорость звука (летчик Ч.Йигер). Позже на самолетах X-IA, X-2 этой же фирмы была превышена скорость, соответствующая 2М и 3М.
30.12.1947  -  Первый полет самолета И-310 - прототипа будущего истребителя МиГ-15 (двигатель - ТРД Роллс-Ройс "Нин").
Середина марта 1948  -  Самолет И-310 под маркой МиГ-15 (с двигателем РД-45) запущен в серийное производство. В конце мая 1948 г. самолет был передан на испытания. МиГ-15 - первый отечественный серийный самолет со стреловидным крылом. На МиГ-15, Ла-15 и Як-23 впервые в Советском Союзе была применена гермокабина. На МиГ-15 было установлено катапультируемое кресло разработки ОКБ Микояна. А.Н.Туполев дал этому самолету высочайшую оценку. Он сказал: "МиГ-15 был лучший самолет, бесспорно, лучший самолет в мире".
08.07.1948  -  Первый полет фронтового бомбардировщика Ил-28 (с прямым крылом) с двумя ТРД РД-45. Летчик В.К.Коккинаки.
16.07.1948  -  Первый полет самолета Виккерс "Вайкаунт" - первого турбовинтового пассажирского самолета (Великобритания).
30.09.1948  -  Начало летных испытаний высотного скоростного фронтового бомбардировщика 140-VI (с двумя ТРД АМ ТКРД-0I конструкции А.А.Микулина), построенного по проекту ОКБ-1 (главный конструктор Б.Бааде) на заводе № 1 в поселке Иваньково. Выполнено 17 полетов. В период с мая по сентябрь 1949 г. самолет был модифицирован в разведчик 140Р с ТРД ВК-1; в октябре того же года начались его летные испытания (было выполнено четыре полета). В июне 1950 г. работы по самолету 140Р были прекращены.
1948  -  Фирма "Пратт энд Уитни" (США) приступила к производству ТРД J42 (по английской лицензии, на основе ТРД "Нин").
26.12.1948  -  Впервые в СССР на экспериментальном реактивном самолете Ла-176 со стреловидным крылом с ТРД РД-45 была достигнута скорость звука (летчик О.В.Соколовский).
1949  -  Прошел госиспытания ВК-1 - первый отечественный крупносерийный ТРД. Этот двигатель устанавливался на серийных самолетах МиГ-15 бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14 и на опытных самолетах Ла-176, Як-50, Ла-200, Ла-200Б, Ту-82.
1949  -  Начало проектирования ТРД АМ-3 в ОКБ А.А.Микулина. Этот ТРД был самым мощным в мире.
27.07.1949  -  Первый полет самолета Де Хевиленд "Комета-1" - первого реактивного пассажирского самолета (Великобритания).
08.08.1949  -  Первый полет модифицированного самолета Ил-28 с двумя ТРД ВК-1.
Осень 1949  -  В пологом пикировании МиГ-15 превысил скорость звука (летчик А.Тетерев).
06.02.1950  -  Впервые на серийном самолете-истребителе МиГ-17 превышена скорость звука в горизонтальном полете (летчик И.Т.Иващенко).
Февраль-май 1950  -  На завершающем этапе испытаний экспериментальный истребитель-перехватчик Як-50 превысил скорость звука (летчик С.Н.Анохин). По своим летно-техническим данным Як-50 превосходил все другие истребители этого периода. В серию он не пошел, так как в серийном производстве уже был МиГ-15.