Приложение № 4

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ДУБНЕНСКОМ КРАЕ

     В летописях и различных исторических исследованиях встречается упоминание о том, что уже в XII веке в самом устье Дубны, где река широким потоком впадает в Волгу, на возвышенном левом берегу стоял городок Дубна. Этот древний городок был окружен земляным валом, окопами и был одной из сторожевых крепостей Московского княжества.

     В период междоусобных войн Новгородский князь Мстислав в 1216 году сжег городок.

     В далекие времена этот район был обжит финно-угорским племенем "Меря", а позднее и славянскими племенами "Кривичами" и "Вятичами".

     Развитие местного региона и его заселение славянскими племенами связаны с географическим расположением и наличием водных путей: реки Волги и ее притоков, связывающих этот край с Москвой, Тверью, Новгородом, Торжком и другими центрами российских земель.

     Водный северный путь в Москву проходил по рекам Волга - Дубна - Сестра - Яхрома.

     К концу XVII века реки Сестра и Яхрома сильно обмелели, древний торговый путь утратил свою былую славу. Стремясь к развитию торговли, Петр I разработал широкий план обводнения рек в европейской части России. Этим планом предусматривалось также соединение Москвы-реки с Волгой путем создания комплекса гидротехнических систем. В летописях Песношского монастыря, стоявшего на берегу Яхромы, указывалось, что Петр I, в 1699 году "для изучения судовых дел плавал по Яхроме, Сестре и Дубне".

     В 1722 году Петр I поручил инженеру Генингу наметить удобное место для устройства водной коммуникации от Москвы-реки или Яузы до Рогачевской пристани на реке Сестре (расположенной в сорока верстах от Волги). В связи с этим Генинг произвел наружные рекогносцировочные изыскания для определения возможного направления канала по нескольким вариантам. Один из которых по своему направлению близко подходит к трассе ныне существующего канала Москва-Волга.

     План Петра I создавал благоприятные возможности для развития торгового судоходства. Однако этому плану не суждено было осуществиться, т. к. сооружение такого канала в Петровскую эпоху представлялось задачей чрезвычайно сложной. Постройка канала была тогда отложена.

      Земли Дубненского края (с.Городище и д.Ратмино) до 1806 г. находились в собственности Р.Е.Татищева - внука В.Н.Татищева создателя "Российской истории". Затем они перешли к его дочери Елизавете Ростиславовне, когда она выходила замуж за князя С. С. Вяземского - генерал-майора, участника Отечественной войны 1812 года.

     После смерти С.С.Вяземского Е.Р.Вяземская эти земли поделила между детьми. В дальнейшем земли перепродавались. Последним владельцем этих земельбыл И.П.Любомилов.

     На левом берегу данной местности Волги разместилось большое село Подберезье. В селе насчитывалось более 160 дворов. Основное занятие - сельское хозяйство и кустарничество. В конце XIX века в селе была школа и постоялый двор. Земля государственная, управление общинное. Торгово-экономические связи данного региона осуществлялись через следующие населенные пункты: село Корчева - 13 км в сторону г. Твери, село Кимры - 18 км вниз по Волге, село Талдом - в 30 км в сторону "Подмосковного полесья".

     В сборнике статистических сведений о Тверской губернии за 1899 год имеется следующее описание: "деревня Подберезье расположена в низине, в 1 версте (1 км 60 м) от Волги. Постройки в два посада, скучены, 36 колодцев и два пруда. На юг и на север - травяные и моховые болота. Пробовали осушать, для чего несколько раз рыли канавы, но без успеха. Покосы по Волге и по низинам ежегодно заливаются водой. Лес еловый и сосновый. Почва песчаная. В селении - школа грамотности - 10 чел., учитель - местный крестьянин. Имеется постоялый двор, мелочная лавка, да два торговца из ларей".

     Коренные преобразования описываемого региона были произведены за годы Советской власти в 30-60-ых годах XX столетья.

     Большие перспективы развития этого края начались со строительства канала Москва-Волга. 15 июня 1931 года Пленум Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) принял по докладу Л. М. Кагановича историческое решение о постройке канала Москва-Волга. Строительство было начато в сентябре 1932 года, 1 мая 1937 года закончился период пуска и пробной эксплуатации и 15 июля 1937 года канал Москва-Волга вступил в число действующих предприятий Советского Союза. По своим размахам строительство канала не имеет себе подобных в практике постройки речных каналов мира.

      Постройкой канала и соединением Москвы-реки с Волгой одновременно были решены три основных задачи:

     а) жители Москвы, пригородных мест и промышленных предприятий обильно обеспечиваются питьевой водой;

     б) столица соединяется глубоководным судоходным путем с основной воднотранспортной магистралью Советского Союза - Волгой, а также с Маринской судоходной системой, Беломоро-Балтийским каналом и Ленинградом;

     в) Москва-река и ее притоки становятся многоводными, чем повышается общее санитарно-культурное состояние столицы.

     Канал Москва-Волга имеет следующие параметры:

     - протяженность - 128 км;

     - минимальная ширина по зеркалу воды - 85,5 м;

     - минимальная ширина по дну - 46,0 м;

     - глубина - 5,5 м;

     - минимальный радиус закругление - 1000 м.

     На канале расположены 8 гидростанций и 11 шлюзов. В состав Волжского узла сооружений входят 14 гидротехнических сооружений, среди которых основными являются: Иваньковская земляная плотина, Иваньковская бетонная водосливная плотина, ГЭС и шлюз.

     На ГЭС установлены две вертикальные турбины системы "Каплан", мощностью каждая по 15 000 кВт.

     Одновременно со строительством канала для эксплуатации Волжского района гидросооружений напротив шлюза № 1 был построен поселок Большая Волга, ставший в дальнейшем составной частью города Дубна.

     Строительство канала изменило и судьбу левого берега реки Волги в районе гидроэлектростанции: в 1937 году было начато и 10 июля 1939 года закончено строительство первой очереди завода по созданию и производству отечественных гидросамолетов. 10 октября 1937 года барачному поселению строителей завода был присвоен статус рабочего поселка Иваньково (Кимрского района Калининской области).

      О дальнейшей судьбе поселка было рассказано в данной книге. В начале 50-ых годов на правом берегу реки Волга напротив поселка Иваньково был построен Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ). 26 марта 1956 года в Москве в конференц-зале Академии наук СССР было подписано Соглашение об учреждении Объединенного института ядерных исследований - международного физического центра социалистических стран Европы и Азии.

     В настоящее время членами ОИЯИ являются следующие государства:

Азербайджанская республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Болгария, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Казахстан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Республика Молдова, Монголия, Республика Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Украина, Республика Узбекистан, Чешская Республика.

     За 40 лет своего существования Институт превратился во всемирно известный научный центр, в котором фундаментальные исследования успешно интегрируются с прикладными разработками и университетским образованием.

     В Институте были продолжены работы по созданию единого информационного пространства институтов стран-участниц ОИЯИ по обеспечению доступа к международным базам данных и информационным системам WWW.

     В 1996 году исполнилось пять лет Учебно-научному центру ОИЯИ. За эти годы в УНЦ прошло обучение более 320 студентов из различных стран. Институт также способствует развитию и углублению учебного процесса в университете "Дубна", созданном совместными усилиями ученых ОИЯИ и Российской Академии естественных наук.

      В связи с необходимостью создания собственной производственной базы уникального приборостроения для ядерно-физических исследований Министерство среднего машиностроения в 1968 году приняло решение о строительстве в г. Дубна приборостроительного завода. Во исполнение этого решения за короткий срок "с нуля" были созданы вновь или развиты системы энергообеспечения (теплоснабжения, водоснабжения и переработки сточных вод, электроснабжения и др.), построены и оснащены современным оборудованием корпуса, и уже в конце 1973 года завод начал выдавать готовую продукцию: комплекс аппаратуры "Вектор"для научно-исследовательского центра Минсредмаша. В дальнейшем, в связи с развитием атомной энергетики завод начал выпускать системы внутриреакторного контроля (СВРК) для водно-водяных энергетических реакторов мощностью 440 и 1000 мегават (ВВЭР-440 и ВВЭР-1000). Использование этой аппаратуры позволяло существенно (до 10%) поднять выход мощности на реакторах. Было освоено также производство электрокардиостимуляторов с плутониевым источником энергообеспечения, что позволяло ему работать беспрерывно в течение более 50 лет. Был освоен выпуск и другой сложной аппаратуры и изделий, причем все они отличались прецизионными характеристиками и требовали использования высоких технологий (производство микроузлов на базе тонкопленочных технологий, лазерная сварка, сплавы металлов со стеклом и т.п.).

     В конце 80-ых годов завод приступил к производству фильтровальной техники: пленочных ядерных (трекопор) и объемнопористых фильтров, используя в этом случае разработки лаборатории под руководством академика Флерова (ОИЯИ) и других научных центров России. Эта продукция имеет громадное значение для медицины, пищевой промышленности, микробиологии, да и для каждого жителя России, учитывая, что экологическая обстановка в крупных городах и всей стране оставляет желать лучшего.

     Уверенный выход на начало производственной деятельности и освоение сложной техники обеспечили рабочие и специалисты завода, основной костяк которых составляли вчерашние школьники и выпускники московских ВУЗов, жители города Дубна и ближайшей округи (Кимры, Запрудня, Талдом), которые за короткий период освоили сложные специальности и стали высококвалифицированными специалистами. Завод обеспечил их комфортным жильем, за короткий срок преобразовав район Большой Волги из сельского поселения в современный жилой массив, построив там сотни тысяч квадратных метров жилья, школу на 1 200 учащихся, спортивный комплекс, плавательный бассейн, магазины, три детских садика, специальное профессионально-техническое училище для подготовки специалистов для завода и города и многое другое, что входит сегодня в понятие социальная среда.

     И сегодня, во многом благодаря этим заделам, приборный завод "Тензор", преобразованный в открытое акционерное общество (ОАО) "Приборный завод "Тензор", несмотря на сложную ситуацию в экономике, продолжает жить и работать.

     В апреле 1976 года решением правительства в г. Дубна был образован Государственный научно-исследовательский институт "Атолл" оборонно-промышленного комплекса страны. Основным видом деятельности Института является создание программно-аппаратных комплексов сбора, передачи и обработки гидрофизической информации, обеспечивающих наблюдение и контроль в зонах экономических интересов страны в морях, прилегающих к ее побережью. Институт разрабатывает и выпускает продукцию оборонного, двойного и гражданского назначения. В том числе:

     - стационарные и автономные гидроакустические средства освещения подводной и надводной обстановки в охраняемых районах континентального шельфа и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

     - телеметрические сейсмоприемные системы для поиска углеводородов на континентальном шельфе;

     - системы контроля трубопроводов толивно-энергетического комплекса;

     - средства обеспечения безопасности мореплавания (гидроакустические составляющие систем управления движением судов) на подходах к морским портам и т.п.

     Заканчивая краткий обзор развития города Дубна, следует отметить, что его основными градообразующими предприятиями в прошедшем периоде были: