ПРЕДИСЛОВИЕ

     Сегодня назрела необходимость и появилась возможность (имеется в виду выход из печати в 1993 г. справочника «Российское ракетное оружие» под редакцией А. В. Карпенко и ряда других публикаций, раскрывающих основные данные по многим видам ракетных комплексов, которые ранее были закрыты для печати) хотя бы вкратце рассказать об истории создания и работе одного из предприятий военно-промышленного комплекса - Дубненского машиностроительного завода (с 1994 года АООТ «ДМЗ»).
     Исторический путь «ДМЗ» - это путь создания и развития большого творческого коллектива по проектированию и производству образцов новой авиационной техники, гражданской продукции и товаров народного потребления. Это многолетний путь интенсивного строительства и дальнейшего непрерывного развития производственной базы завода и объектов его социально-бытовой сферы до 1990 года (60-летний юбилей предприятия будет отмечаться 10 июля 1999 года).
     Восстановить, пусть даже в общих чертах, историю создания и развития завода за столь продолжительный срок - а ведь речь идет о периоде с 1939 по 1997 гг. - задача не из легких. Проходят годы, и уходят из жизни ветераны - живые участники событий, стираются в памяти многие подробности славных дел и начинаний. Кроме того, в разные годы уничтожались и некоторые документы.
     В качестве исходных данных для этой работы автором использованы архивные документы завода (постановления правительства, приказы министра авиационной промышленности, касающиеся деятельности завода; ежегодные отчеты и доклады директоров о производственной деятельности и капитальном строительстве с конца тридцатых годов), а также материалы из публикаций и официальных изданий по истории развития авиации, так как именно с ней тесно связана судьба предприятия. И конечно же, невозможно переоценить ту роль, которую сыграли в подготовке издания личные воспоминания работников завода и МКБ «Радуга», трудившихся здесь в те, теперь уже далекие годы.
     Автор не ставил перед собой задачи осветить историю формирования идей и направлений в развитии самолетостроения и создания ракет. Эта тема для самостоятельного издания.
     Автор выражает благодарность бывшему Генеральному директору АООТ «ДМЗ» П. К. Лырщикову за предложение и предоставленную возможность реконструировать «Музей боевой и трудовой славы ДМЗ» и создать летопись трудовой деятельности коллектива, а также всем, кто с чувством большого гражданского долга и профессиональной ответственности помог объективно воссоздать аспекты развития завода, и прежде всего: И. С. Селезневу, Н. С. Удальцову, Ю. И. Шуксту, Б. В. Куликову, С. Г. Заикину, М. Н. Гальперину, В. Н. Леженину, Д. Ф. Логинову, А. И. Пушкину, В. А. Ларионову, В. Н. Троицкому, Р. Ш. Хайкину, А. И. Потапову, П. Н. Обрубову, А. Н. Белякову, В. И. Смирнову, В. Г. Солдатову, В. В. Шарыпину, А. П. Морозову, В. К. Коровиной, Г. И. Щукину, В. С. Кучеренко, Д. А. Виноградову, А. Е. Рихтеру, П. Г. Усене, А. М. Черному (НИАТ).
     Хочется выразить особую признательность А. Н. Елецкому, который оказал большую помощь в переводе с немецкого языка ряда публикаций, провел большую работу по подбору материалов о начале производства гидросамолетостроения на заводе и сведений из истории становления реактивной авиации, изложенной им в очерке, помещенном в конце данной книги.
      При подготовке книги к печати ее прочли и сделали свои замечания академик, Генеральный конструктор И. С. Селезнев, председатель Совета директоров АООТ «ДМЗ» П. К. Лырщиков, Генеральный директор АООТ «ДМЗ» Н. С. Удальцов, Генеральный директор МКБ «Радуга» В. Н. Трусов, А. Н. Елецкий, заместитель Генерального конструктора В. А. Ларионов, главные конструкторы В. А. Ковальчук и В.Н.Троицкий, моя супруга - Д.П.Савельева. Всем им автор выражает свою глубокую признательность.
     Автор будет благодарен читателям, которые найдут возможность сообщить свои замечания и дополнения.